Найти в Дзене

«ЧТОБЫ ПОМНИЛИ». Страницы Истории Музыкальной эстрады Узбекистана. История XX. МЕЛОДИИ «Наво»

Оглавление
Родословная хорошо известного ансамбля «Наво» тянется от группы «Синтез», одного из первых ташкентских любительских музыкальных коллективов, которые в начале 1970–х начали играть в стиле рок. Точнее с намеком на джаз-рок.
Ансамбль «Наво», второй состав. В центре солистка Надира Султанова, Далее справа налево: Казим Каюмов. Алиаскар Фатхуллин, Зиёд Ишанходжаев (нынешний руководитель группы "Уч кудук"), Абулукахор ?, Эдуард Мендельсон, Ильхам ?, Султан Назаров, Джавлон Тохтаев,
Ансамбль «Наво», второй состав. В центре солистка Надира Султанова, Далее справа налево: Казим Каюмов. Алиаскар Фатхуллин, Зиёд Ишанходжаев (нынешний руководитель группы "Уч кудук"), Абулукахор ?, Эдуард Мендельсон, Ильхам ?, Султан Назаров, Джавлон Тохтаев,

Ансамбль был образован в начале первой половины 1970-х гг. «Синтез»/«Наво» изначально активно использовали в своих композициях мотивы национальных мелодий, занимались аранжировками узбекских народных песен. Применяли нехарактерные для узбекского мелоса тромбон и саксофон, что придавало музыке ансамбля джаз-роковое звучание. Участники ансамбля интересно экспериментировали со звуковыми эффектами, например, в психоделических струнных переборах во вступлении к песне «Кишлогимизга келинг» (1974, «Приезжайте к нам в кишлак»). В энергичной «Дарёлар» (1974, «Реки») звучат характерные для ритм-энд-блюза интонации, заканчивается она «медью» джаз-рока. В их репертуаре был мировой хит тех лет – задорная мексиканская «Ла Бамба».

С ансамблем активно работал один из основателей знаменитой "Яллы", известный композитор Евгений Ширяев («Синий трамвай», «Аленушка», «Гей, ты Русь!»)…, в репертуаре "Наво" звучали песни Фаруха Закирова («Дарёлар», «Сумаляк»…)… Это только несколько примеров.

Первый состав. «Синтез»

Ансамбль возник на архитектурном факультете Ташкентского политехнического института им. Бируни. Его основателями были Александр Зурабов - (ударные), Арсен Китанов - (бас-гитара) и Адик Якубов - (фортепиано, клавишные). Возглавил ансамбль сначала молодой талантливый музыкант Улугбек Салихов (клавишные) - брат композитора Энмарка Салихова, затем его сменил Арсен Китанов. В состав ВИА «Синтез» также входили: Эрик Зайнеев (соло-гитара), Шамиль Фатхутдинов (ритм-гитара), Виктор Трубников (труба), Булат Мустаев (саксофон), Анатолий Усманов (тромбон).

Как и многие другие советские ансамбли «Синтез» получил «путевку в жизнь» на Всесоюзном телевизионном конкурсе «Алло, мы ищем таланты», где в 1972 г. успешно выступил вместе с молодой певицей Натальей Нурмухамедовой, которая пришла в ансамбль студенткой второго курса Ташкентской консерватории по классу скрипки. На первом отброчном этапе конкурса в Ташкенте были представлены песни Павла Аедоницкого «Не заходит Солнце над Россией»/«Россия» и распевная, очень мягкая «Ивушка зеленая» Григория Пономаренко, разложенная на пять голосов. Отборочная комиссия во главе с Александром Масляковым «выписала» ансамблю билет в Москву, где «Синтез» выступил уже с узбекской песней «Вохай бола» и занял второе место.

Участники конкурса "Алло, мы ищем таланты" в Москве (1972). На переднем плане в темных костюмах с аппликациями ансамбль "Синтез". Слева направо: Иосиф Мулоджанов - ударные, Эрик Зайнеев - соло-гитара, Наталья Нурмухамедова - со скрипкой, Шамиль Фатхуддинов - ритм-гитара, Арсен Китанов - бас-гитара, Валерий Нисенбойм - вокал.
Участники конкурса "Алло, мы ищем таланты" в Москве (1972). На переднем плане в темных костюмах с аппликациями ансамбль "Синтез". Слева направо: Иосиф Мулоджанов - ударные, Эрик Зайнеев - соло-гитара, Наталья Нурмухамедова - со скрипкой, Шамиль Фатхуддинов - ритм-гитара, Арсен Китанов - бас-гитара, Валерий Нисенбойм - вокал.

После телеконкурса ансамбль пригласили на работу в Узбекконцерт. «Синтез» побывал на гастролях в Прибалтике, на Украине, в Молдавии, на БАМе.

Лучшей песней «Синтеза» я бы назвал «Алёнушку» (Е. Ширяев - Э. Сумароков). В ней очень красиво прописан мелодический рисунок скрипки. Спустя много лет в 2009 г. похожая мелодия прозвучала на Евровидении-2009 в песне Fairytale, которую исполнил победитель, представитель Норвегии Александр Рыбак. Перенял настроение у «Синтеза»?

Второй состав. «Наво»

Музыкальный руководитель второго состава «Наво» заслуженный артист УзССР Алиаскар Фатхуллин. Фото: кино-театр.ру
Музыкальный руководитель второго состава «Наво» заслуженный артист УзССР Алиаскар Фатхуллин. Фото: кино-театр.ру

К началу 1977 г. в ансамбле полностью обновился состав и в марте того же года он был переименован в "НАВО" («Мелодия»). Произошло это на Республиканском семинаре молодых работников театров Узбекистана в доме отдыха «Кристалл» под Ташкентом, куда ансамбль был приглашен вместе с дискотекой «Ильхом» для проведения культурной программы. Переименование произошло на моих глазах, поскольку я был ведущим дискотеки. Тогда же стало известно, что ансамбль теперь возглавляет выпускник (1972), Ташкентской государственной консерватории по классу фортепиано Алиаскар Фатхулин, один из основателей ансамбля «Ялла» Через год ему было присвоено звание Заслуженного артиста УзССР. Как солистки в "Наво" второго состава выступали Надира Султанова, Дилором Мадалилходжаева, Татьяна Губанова.

-4
Фото «Синтеза» на пластинке-миньон (1974). Ранний, но не первый состав ансамбля. Слева со скрипкой Наталья Нурмухамедова, за ее спиной – Арсен Китанов, за ним Беньямин Муладжанов, в центре Шамиль Фатхутдинов, справа от него Булат Мустаев, крайний справа Эрик Зайнеев., последний сзади - Виктор Трубников (?), перед ним Роман (?).
Фото из открытого источника.

Первой большой работой «Наво» стала композиция «Гимн Земли». Концептуально она была выдержана в духе борьбы за идеалы мира, что было, если не обязательной, то очень желательной темой для советской песни тех лет и приветствовалось властями. В октябре 1977 г. с этой композицией ВИА «Наво» заняли второе место на Всесоюзном конкурсе советской песни, посвященном 60-летию Октябрьской революции. Выступили сильно. Член жюри, известный советский композитор, автор более 1500 песен, Оскар Фельцман, был в восторге: «Такого я не ожидал!».

Официальная награда не заставила себя ждать. Коллективу было присвоено звание лауреата премии Ленинского комсомола Узбекистана, что серьезно повышало статус ансамбля и открывало для него новые возможности. В частности, в отношении гастрольных поездок за рубеж. Музыканты побывали в Венгрии, Югославии. Болгарии, Чехословакии...

В 1981 г. у «Наво» вышла первая пластинка-миньон.
В 1981 г. у «Наво» вышла первая пластинка-миньон.

Еще одним большим успехом «Наво» стало участие в 1979 г. в первом Всесоюзном международном конкурсе на исполнение песен стран социалистического содружества в Ялте, где ансамбль с кубинской песней "Лабамба" стал дипломантом, а Дилором Мадалилходжаева была отдельно отмечена за польскую песню "Марошка". Обе песни вошли в диск, выпущенный после конкурса.

В репертуаре ведущих ташкентских ВИА и исполнителей тогда часто была песня о Ташкенте. В том числе и у "Наво".

Одним из шлягеров второго состава стала веселая песня «Сумаляк»* (праздничное кашеобразное блюдо) Фаруха Закирова на стихи Н. Нарзуллаева в исполнении Дилором Мадалилходжаевой и Татьяны Губановой

Песня "Сумаляк"

* СУМАЛЯК и НАВРУЗ.

"СУМАЛЯК" - праздничное блюдо, которое готовится раз в год 21 марта по случаю восточного праздника «Навруз». На этот день приходится весеннее равноденствие. Сумаляк похож на тягучий джем с привкусом орехов, шоколада и травянистых злаков. Сладкий, но без сахара. Готовится не менее 12 часов из проросших зёрен пшеницы, которые перемалываются, а затем варятся в котле с добавлением муки. Готовят сумаляк только женщины, периодически помешивая содержимое котла, чтобы не пригорело. Для этого на дно котла также кладут небольшие камни. После праздника сумаляк какое-то время можно купить в магазинах Узбекистана в закатанных банках.
Сумаляк "to go" в московской семье после празднования Навруза в Московском доме национальностей 21 марта 2023 г.
Сумаляк "to go" в московской семье после празднования Навруза в Московском доме национальностей 21 марта 2023 г.
"НАВРУЗ" считается самым древним народным праздником на Земле. Его корни уходят еще в доисламские времена, когда начал зарождаться культ Солнца. Оно остается символом праздника и сегодня, а его название переводится как «новый день». «Навруз» символизирует наступление весны, обновление природы и человека, очищение душ и начало новой жизни. Праздник начинается 21 марта и длится около недели.

В 1984 г. Алиаскар закончил Высшие двухгодичные курсы режиссёров и сценаристов (мастерскую Эмиля Лотяну). Потом перешел на работу в «Узбекфильм», как режиссер документальных и игровых фильмов, а в 2000 году основал свою киностудию «ALFAT-STUDIO». Впоследствии как режиссер снял документальный фильм «Ялла. Начало».

Третий состав

В середине второй половины 1980-х годов название коллектива стало редко появляться на концертных афишах, он перестал появляться на телеэкране, по радио изредка звучали старые песни... Появилось устойчивое мнение, что «Наво» на грани распада. Одновременно стало известно, что прекратил существование ансамбль «Садо». Через некоторое время я узнал, что его бывший руководитель Владимир Барамыков теперь набирает новый состав «Наво». Вместе с ним в «Наво» пришла из «Садо» Кумуш Раззакова.

Слева направо (стоят): Хасанбек Джураев, Кумуш Раззакова, руководитель ансамбля Владимир Барамыков, Хусанбек Джураев. сидит Олег Круглов - клавишные., Фото из архива Хасанбека Джураева.
Слева направо (стоят): Хасанбек Джураев, Кумуш Раззакова, руководитель ансамбля Владимир Барамыков, Хусанбек Джураев. сидит Олег Круглов - клавишные., Фото из архива Хасанбека Джураева.

В июне 1988 г. в интервью для газеты «Комсомолец Узбекистана» Володя рассказывал мне почему, на его взгляд, в старом составе «Наво» появились проблемы: «В эстраде долголетнее сотрудничество отнюдь не правило, меняются принципы исполнителей, творческие задачи и формы, происходят миграции из коллектива в коллектив... Аналогичные процессы происходят, например, в рок-музыке. В нашем случае добавляется дефицит репетиционных помещений, не говоря уже о постановочной части вкупе с потогонной системой работы, сплошное «давай-давай». От всего этого очень устаешь.

Ансамбли как и театры, живут определенное время. Виталий Зубарев из старого состава «Наво» ушел в рок-группу «Рейс-09», Баходыр Халиков — в кооператив. Надира Султанова стала работать с Мансуром Ташматовым. Татьяна Губанова вышла замуж и уехала в ГДР».

-8

Новый состав был сформирован к маю 1987 г. В ансамбль вошли восемь человек: универсальные исполнители, братья-близнецы из Андижана Хасанбек (Хасан) и Хусанбек (Хусан) Джураевы, выпускники Ташкентского театрально-художественного института (1988 г.) и музыкальной школы им. Глиэра: най, рубаб, дойра, карнай, клавишные, даже виолончель (красивые, высокие парни образовали вокальное трио с Кумуш Раззаковой), Олег Круглов (муз.рук) — клавишные и Камол Казаков — кларнет, саксофон (оба из института культуры), бас-гитара — студент эстрадно-цирковой студии Марат Шункаров, ударные - Шамиль Курамшин и Владимир Барамыков (худ.рук., гитара).

Ансамбль "Наво" в программе "Утренняя почта" (1989). Поют Кумуш Раззакова и братья Джураевы,. В съемке принимали участие девушки из Республиканского дома моделей Узбекистана.

Третий состав "Наво" был сформирован на основе отборочного прослушивания. Братья Джураевы вдвоем за роялем спели две свои песни и Владимир Барамыков сразу увидел их в вокальном трио вместе с Кумуш Раззаковой.

После формирования новой программы, над которой ансамблю помогали работать Давид Тухманов и Юрий Энтин, музыканты отправились в гастрольную поездку. Сначала фестиваль «Красная гвоздика» (1987) в Иваново, оттуда — во Владимир... Ненадолго вернулись в Ташкент, и снова поездка, в Киев, на декаду литературы и искусства Узбекистана. Потом полтора месяца в Африке вместе с бригадой Москонцерта: Эфиопия и Руанда, затем концерты в Нагорном Карабахе. Домой вернулись к Новому году, а затем Москва, несколько концертов в концертном зале «Россия» и, не заезжая в Ташкент, на гастроли в Азербайджан... Обновленный состав быстро стал на «гастрольные колеса».

В тяжелые годы 1990-х гг. музыканты в "Наво" часто менялись, но трио "Кумуш Раззакова - братья Джураевы" оставалось неизменным. На фото один из составов "Наво". Слева направо (стоят): Камол Казаков, Хусанбек Джураев, Кумуш Раззакова, Хасанбек Джураев, Владимир Барамыков, Шамиль Курамшин и Олег Круглов. Фото из архива Хасанбека Джураева.
В тяжелые годы 1990-х гг. музыканты в "Наво" часто менялись, но трио "Кумуш Раззакова - братья Джураевы" оставалось неизменным. На фото один из составов "Наво". Слева направо (стоят): Камол Казаков, Хусанбек Джураев, Кумуш Раззакова, Хасанбек Джураев, Владимир Барамыков, Шамиль Курамшин и Олег Круглов. Фото из архива Хасанбека Джураева.

Одновременно началась подготовка к передаче Центрального телевидения «Оранжевый микрофон-89». Для нее в беломраморном интерьере был снят элегантный лирический клип «Лунная дорожка», где пели Кумуш Раззакова и братья Джураевы - уникальное трио, подобного которому не было на эстраде СССР.

"Лунная дорожка". Одна из работ нового состава "Наво", подготовленная к передаче "Оранжевый микрофон-89". Это русскоязычная версия Lullaby of Birdland * из репертуара Эллы Фитцджеральд (текст и музыка: George Shearing и George David Weiss).

* «Birdland» - знаменитый джазовый клуб, открытый в центре Манхеттена в декабре 1949 года. Его называли «Джазовый угол мира». Здесь выступали джазовые звезды первой величины. Выбор названия связан с великим альт-саксофонистом Чарли Паркером. Он был одним из создателей ошеломляющего энергетикой и мощью стиля «бибоп». Паркеру подражали, у него учились, его виртуозной игрой восхищались. В честь Паркера в названии клуба и появился его сценический псевдоним «Бёрд».

"Первая леди джаза" поет "Колыбельную" по-американски, с джазовым напором, изящно использует скет, "Лунная дорожка" Кумуш и братьев Джураевых звучит намного мягче, лиричнее.
Оригинал песни в исполнении американской певицы удалось отыскать в архивах you tube благодаря помощи братьев Джураевых.

Еще в 1988 г. была задумана программа, обращенная к теме Чиланзара, крупного спального района Ташкента с особым образом жизни, со своими традициями и героями. Здесь идея как бы перекликалась с сериалом о городах Узбекистана ансамбля "Ялла". Тексты для нее написал поэт-песенник Юрий Энтин. Большую часть музыкального материала подготовил талантливый молодой музыкант Руслан Ташбаев (Шарипов). Премьера планировалась на весну 1989 г. во Дворце Дружбы народов СССР.

Песня "Хасан и Хусан" (муз. Давид Тухманов, сл. Юрий Энтин), 1988 г., из невышедшей "чиланзарской программы". Поют братья Джураевы. Фотография с Кумуш Раззаковой выставлена автором ролика ошибочно.

Между тем по стране, подскакивая на ухабах и расплескивая мутную воду перемен, катила перестройка, менялись музыкальные приоритеты, одни ансамбли выносило на гребень популярности, другие уходили со сцены. Спустя несколько месяцев работы с "Наво", Руслан Ташбаев неожиданно прервал работу на "чиланзарской программой", она так и не дошла до сцены. Но несмотря на множество проблем, фактический распад структуры эстрадного дела в республике коллектив продолжал выступать. В 1992 г. Владимир Барамыков возглавил студию UNA Records, где показал себя грамотным, творческим звукорежиссером. Одновременно он стал продюсером своей супруги Заслуженной артистки Узбекистана Кумуш Раззаковой. Он также много работал для кино, приходилось решать множество текущих проблем, вызванных воцарившимся на эстрадной сцене хаосом. Владимира больше не хватало на все. Поэтому в 1993 г. Владимир Валентинович Барамыков сложил с себя обязанности руководителя ВИА "НАВО" и передал его братьям Джураевым.

Продолжение и другие подробности этой музыкальной истории читайте здесь

....................................................................................................

В разное время в «Синтезе» и «Наво» играли также: бас-гитаристы Султан Назаров (вокал), Равшан Фарманов, Сергей Гилёв*, гитаристы А. Тимофеев (соло-гитара), Г. Биркин, Э. Зайниев (соло-гитара), Н. Баширов (ритм-гитара, вокал), Р. Низаев (тромбон), Р. Батыршинов (тенор-саксофон), В. Пивоваров (ударные, вокал), Руслан Шарипов (клавишные), Хуснутдин Холиков (клавишные), Бахтиёр Шокиров (соло-гитара), выступали вокалисты Н. Тухтамышев, Казим Каюмов, Б. Халиков, Эсон Кандов, Исмаил Джалилов...

..........................................................................................................................................................

МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА «НАВО»

Мансур Ташматов

-10

Ныне Народный артист Узбекистана Мансур Ташматов учился на третьем курсе Ташкентского театрально-художественного института им А. Н. Островского и был солистом самодеятельного коллектива «Ёр-Ёр», когда узнал, что в ансамбль «Синтез» требуются музыканты.

«Мы с ребятами,- вспоминал он в одном из интервью, собирались и играли в Доме культуры при Ташкентском государственном университете, периодически выступали на республиканских конкурсах. И вот однажды случайно услышали, что объявлен набор гитаристов в профессиональный ансамбль «Синтез» при »Узбекконцерте». Они искали двух музыкантов, а мы явились на прослушивание полным составом - вчетвером. Приемная комиссия была удивлена тем, что мы решили влиться целым коллективом в уже готовую команду. Но ансамбль состоялся и стал быстро развиваться. В течение года мы очень выросли в профессиональном плане. С этого момента началась моя творческая биография как артиста». Сначала в «Синтезе», а затем в «Наво», Мансур Ташматов выступал до 1979 г., а потом начал сольную карьеру

Летом 1978 г. Мансур уже как солист «Наво» представлял страну на международном музыкальном фестивале «Золотой Орфей» в Болгарии, состоявшем из двух конкурсов: международного и болгарской песни. На первом он стал лауреатом Третьей премии (песня «Русские берёзы» ташкентского композитора Евгения Ширяева на стихи позднее трагически погибшего киноактера Талгата Нигматулина). На конкурсе болгарской песни, где выступали представители 50 стран, Мансур занял первое место. В том же году на фирме «Мелодия» вышел сольный альбом «Поет Мансур Ташматов». Впоследствии музыкант стал лауреатом многих престижных музыкальных премий, художественным руководителем эстрадно-симфонического оркестра имени Батыра Закирова. В репертуаре Мансура Ташматова песни на узбекском, русском, английском, итальянском и других языках.

Исмаил Джалилов

Фото: кино-театр.ру
Фото: кино-театр.ру

В «Синтезе» начинал Исмаил Джалилов, впоследствии ведущий оперный певец (тенор), Народный артист Узбекистана, Почетный профессор итальянской академии музыки Канкорди-Рома, Почетный профессор Государственной консерватории Узбекистана, руководитель Национального симфонического оркестра республики. В отличие от многих артистов эстрады, продолжателей семейных певческих традиций, он вышел из рабочего класса, учился в школе-интернате с углублённым изучением русского языка и литературы, после восьмого класса пошёл в вечернюю школу, работал на заводе. Стал петь в заводской самодеятельности.

В этом ролике звучат три песни «Синтеза» с их миньона: «Аленушка», «Гей, ты Русь» на русском языке и «Гузал» на узбекском языке. В последней поет Исмаил Джалилов

Увлечение музыкой началось для будущего певца с современной классики после итальянского фильма, где подростком он услышал как поет Марио Ланца. Упросил маму купить магнитофон – серьезная в те годы покупка, - чтобы слушать кассеты с песнями американского тенора, собирал его пластинки. Через два года на конкурсе молодых исполнителей «Весёлый Ташкент» блестяще исполнил твист «Шагает солнце по бульварам» - невероятно популярный тогда хит Муслима Магомаева. После выступления Исмаила пригласили в «Синтез». Вместе с ним была записана, например, песня «Гузал» Евгения Ширяева с сильным оттенком джаз-рока. А потом Исмаила пригласили в «Яллу», с которой он поездил по миру и не потерял связь, став оперным певцом.

Исмаил Джалилов в музыкальном спектакле «Проделки Майсары» (Муз. - Фарух Закиров, либретто – Юрий Энтин)

Эсон Кандов

-12

Эсон Кандов стал сотрудничать с ансамблем после переименования «Синтеза» в «Наво». Эсон тогда уже был лауреатом международного песенного конкурса в Польше «Сопот-73». На конкурсе он блестяще исполнил на узбекском и польском языках песню Płoną góry, płoną lasy («Пламенеют горы,пламенеют леса») популярнейшей тогда польской рок-группы «Червоны гитары». В начале 1970-х гг. это был шлягер европейского уровня. В узбекской версии он получил название «Урмонларга конар окшом» (в вольном пер.«Приходит вечер»). В польской прессе писали, что «песня изначально носила ориенталистский характер и певец Эсон Кандов это блестяще продемонстрировал».

Восточный колорит песни связан с тем, что она появилась в репертуаре польских музыкантов после гастролей в Ташкенте в 1971 г., где они познакомились с ансамблем «Ялла». За дружеским столом ташкентцы подарили полякам рубаб и пояснили как играть. Тогда в музыкальной среде была «мода» «на все восточное», заложенная Джорджем Харрисоном и лидер группы Северин Краевски написал песню, где играл на рубабе. Его экзотичное звучание очень органично, особенно во вступлении, вписалось в музыкальную ткань песни. «Играя на рубабе,- говорил позже Краевски, я старался передать атмосферу Узбекистана, который мы со своими коллегами-музыкантами всегда вспоминаем с удовольствием». Потом «Ялла» исполнила эту песню на узбекском языке (В Узбекистане ее нередко считают песней «Яллы»), а затем и на русском под названием «Лес горит в огне заката». Эсон Кандов представил свой вариант, где вместо рубаба звучали скрипки. Но и в таком формате ее исполнение принесло певцу из Узбекистана лауреатские эполеты.

Эсон пел не только на узбекском и русском, но и на греческом и турецком языках: «Поцелуй меня» (греческая нар. песня), «В шестнадцать лет» (турецкая нар. песня, рус. текст Р. Фархади) … Арабскую «Ливанские кедры» (комп. Рахбани) и «Эмину» (турецкая мелодия) Эсон Кандов исполнял на русском языке. Тексты к ним написал известный поэт-песенник Онегин Гаджикасимов, автор стихов к множеству популярных в СССР песен. Такое оригинальное имя он получил потому, что родился в год столетия со дня смерти Александра Пушкина, а Евгений Онегин был любимым литературным героем матери – учительницы русского языка и литературы. К 50-ти годам поэт принял православие, после чего стал монахом Оптиной пустыни и назначен комендантом монастыря.

В концертных программах с «Наво» Эсон Кандов, как говорят, «работал сольное отделение». Как-то в Ташкенте в 1982 г. он выступал в одном концерте с Аллой Пугачевой. Эсон в первом отделении, Пугачева – во втором. После концерта Алла вдруг попросила у Эсона автограф. Одно время Эсон Кандов пел в «Ялле», а в 1991 г. уехал с семьей в Израиль по линии еврейской эмиграции, где ведет умеренную творческую жизнь, уделяя больше внимания семье.

Необычная видеоверсия "Восточные эскизы" в исполнении Эсона Кандова.

Зиёд Ишанходжаев

Зиёд Ишанходжаев (в центре) и группа "Уч кудук"
Зиёд Ишанходжаев (в центре) и группа "Уч кудук"

Зиёд Ишанходжаев, гитарист, будущий основатель группы «Уч-кудук», еще один известный узбекский артист, чья музыкальная биография была связана с «Наво». Он побывал, например, вместе с ансамблем в трехмесячной гастрольной поездке в Гане. Зиёд по приглашению ФарухаЗакирова играл в начале 1970-х в «Ялле». Отсюда и название его группы. В 1979 г. в Москве Зиёду выпало около часа помузицировать с Би Би Кингом, причем обменявшись гитарами. На прощание легендарный блюзмен подарил Зиёду свою именную золотую ручку с надписью «B.B. King» и со словами «если будешь продолжать в том же духе, то многого добьешься…». Зиёд добился. В 2011 г. группа «Уч-Кудук» в рамках ежегодной премии «American music awards Big Apple 2011» была объявлена в Нью-Йорке победителем в номинации – «THE BEST ASIAN BAND» (лучшая группа Азии). Характерная черта имиджа Зиёда - самые длинные волосы среди музыкантов Узбекистана.

Казим Каюмов

Фото: Navo
Фото: Navo

Музыкальная биография Казима Каюмова началась с выступлений перед соседями по двору в махалле старого города. Играл на гиджаке (узбекской скрипке). Потом учился в музыкальной школе имени Хамзы, где научился играть почти на всех национальных инструментах. Потом увлекся гитарой. В институте народного хозяйства стал одним из участников вокально-инструментального ансамбля. Оттуда перешел в рок-группу "Азиаты", чуть ли не самую тяжелую в Ташкенте. Потом был приглашен в ансамбль «Синтез». Продолжал работать в ансамбле и когда его переименовали в «Наво». Первыми своими учителями на профессиональной сцене Казим называет Заслуженного артиста УзССР Исмаила Джалилова и народную артистку УзССР Муххабат Шамаеву. Впоследствии Казим Каюмов более 30 лет проработал с эстрадно-симфоническим оркестром Национального Телевидения Узбекистана, снялся в нескольких фильмах. Удостоен звания "Заслуженный артист Узбекистана" (1995), награжден орденом "Дустлик" ("Дружба") (2020).

Пока все. Ставьте лайки. Если что не так, пишите. Поправлю. Подписывайтесь.