В начале 1987 г. в ансамбле «Наво», который просуществовал к тому времени 14 лет, прошла глобальная реорганизация на основе отборочного прослушивания новых кандидатов. Художественным руководителем коллектива стал Владимир Барамыков, возглавлявший до того очень популярный ансамбль «Садо».
К маю 1987 г. был сформирован третий состав ансамбля в составе восьми человек. В их числе, братья-близнецы из Ферганской долины (точнее из Андижанского района) Хасанбек (Хасан) и Хусанбек (Хусан) Джураевы, выпускники музыкальной школы им. Глиэра и тогда еще студенты Ташкентского театрально-художественного института, который они закончили годом позже. До этого они пытались пройти прослушивание кандидатов на поездку на конкурс «Юрмала-87», но спеть перед комиссией не удалось. Она решила, что в Юрмалу поедут Азиза Мухамедова и Юлдуз Усманова.
Однако в тот же день они узнали, что в ташкентской музыкальной школе им. Хамзы проходит набор в какой-то ансамбль и отправились туда. На прослушивании братья Джураевы вдвоем за роялем спели две свои песни. «Подходят, - практически сразу решил Владимир Барамыков и только после этого братья узнали, что попали в знаменитый ансамбль «Наво».
Красивые, рослые парни образовали уникальное вокальное трио с Кумуш Раззаковой. Аналога ему не было не только в Узбекистане, но и во всем СССР. При том, что братья были не просто певцами, а универсальными исполнителями: най, рубаб, дойра, карнай, клавишные, даже виолончель.
По итогам прослушивания в новый состав ансамбля также вошли: Олег Круглов (муз. рук) — клавишные и Камол Казаков — кларнет, саксофон (оба из института культуры), студент эстрадно-цирковой студии Марат Шункаров - бас-гитара, Шамиль Курамшин – ударные. Владимир Барамыков играл на гитаре.
Кумуш, Хасан и Хусан прекрасно смотрелись на сцене. Они спели много хороших песен, достойных «Золотого фонда узбекской эстрады». В этом ролике попурри из них, исполненное на новогоднем телевечере в 1990 г.
© Видео любезно предоставлено компанией Sevimli TV
Лучшей песней «Наво» тех лет я бы назвал «Лунную дорожку». Они приготовили ее для московской музыкальной телепередачи «Оранжевый микрофон - 89», взяв за основу песню Lullaby of Birdland * из репертуара Эллы Фитцджеральд (текст и музыка: George Shearing и George David Weiss).
* «Birdland» - знаменитый джазовый клуб, открытый в центре Манхеттена в декабре 1949 года. Его называли «Джазовый угол мира». Здесь выступали джазовые звезды первой величины. Выбор названия связан с великим альт-саксофонистом Чарли Паркером. Он был одним из создателей ошеломляющего энергетикой и мощью стиля «бибоп». Паркеру подражали, у него учились, его виртуозной игрой восхищались. В честь Паркера в названии клуба и появился его сценический псевдоним «Бёрд».
Оригинал песни в исполнении американской певицы удалось отыскать в архивах you tube благодаря помощи братьев Джураевых. "Первая леди джаза" поет "Колыбельную" по-американски, с джазовым напором, изящно использует скет, "Лунная дорожка" Кумуш и братьев Джураевых звучит мягче и лиричнее.
С Хасаном и Хусаном выступали и другие исполнительницы. И даже, например, дочь Хасана Севара. Пошла, как говорят, "в отца", хотя и не занимается пением профессионально. В начале этого ролика Хасан рассказывает о том, какую большую роль сыграл Владимир Барамыков для эстрады Узбекистана и представляет свою дочь.
«Владимир Барамыков, наш устоз (учитель), - говорит Хасан Джураев, - очень много сделал для развития эстрады Узбекистана. Как музыкант, композитор, аранжировщик… Как блестящий организатор... Как человек, который тонко понимал и чувствовал особенности национального узбекского мелоса и умело сплетал его мотивы и современное звучание в единую музыкальную ткань. Немного найдется музыкантов-узбеков, которые столько сделали для узбекской эстрады, для узбекского народа, как Владимир Валентинович Барамыков».
В 1992 г. ситуация сложилась так, что Владимир Барамыков возглавил студию UNA Records, где показал себя грамотным, творческим звукорежиссером. Одновременно он стал продюсером своей супруги Заслуженной артистки Узбекистана Кумуш Раззаковой. Он также много работал для кино, приходилось решать множество текущих проблем, вызванных воцарившимся на эстрадной сцене хаосом. Владимира больше не хватало на все. Поэтому в 1993 г. Владимир Валентинович Барамыков сложил с себя обязанности руководителя ВИА "НАВО" и передал его братьям Джураевым.
«Без Владимира Барамыкова ансамбль выступал вплоть до 1998 г. Ездили по Узбекистану, в Казахстан, Киргизию. Приходилось нелегко. На эстрадной сцене, в системе культуры царил хаос. Тогда мы поняли, какую огромную и важную работу делал Барамыков, - рассказывает Хасан Джураев». Так вокальное трио «Наво» превратилось в дуэт.
В августе 1998 г. случился резкий поворот. Их пригласили стать... военными музыкантами. Сначала военные предложили создать ансамбль и раскрутить команду КВН в расположенном под Ташкентом танковом училище. При этом большую роль сыграл замполит училища полковник Маджитов Шамаксуд Абуманопович. КВН училища, которым плотно занимался Хусан Джураев, дважды занимал первое место среди военных училищ Узбекистана.
Братья стали известны в военной среде. На следующий год на них обратили внимание узбекские пограничники. Они тоже захотели иметь военный музыкальный ансамбль. Но уже на основе добровольного призыва в армию. Братья согласились, прошли медкомиссию, им были присвоены звания младших сержантов и с 2000 г. началась служба в пограничных войсках Узбекистана. Здесь их курировал полковник Анвар Ганиевич Рашидов.
С военной песней Братья Джураевы встретились, еще когда служили в Советской армии. Командир бригады подполковник Геннадий Алексеевич Волков, обратил внимание голосистых близнецов и они стали непременными запевалами на строевых смотрах. Служили хорошо. Дважды писали рапорта об отправке в Афганистан. Военная служба в их семье считалась почетным делом. Еще и потому, что корни их рода уходят к древнему воинственному племени кипчаков (половцев). У них война была профессией и проблем своим соседям они доставляли немало.
Братья (в год призыва им было 34 года) прослужили в армии Узбекистана до 2010 г. Рослые, строевые, как говорят в войсках, парни браво выглядели в форме. Их баритоны хорошо подходили к военной песне. Спустя недолгое время они уже были прапорщиками. «Довольно скоро, - вспоминает Хасан Джураев, нам были присвоены и первые офицерские звания. В нашем репертуаре была знаменитая песня «Господа офицеры». Услышав ее на одной из встреч погранвойск СНГ, командующий пограничными войсками Таджикистана сказал, что ее должны петь офицеры. В Узбекистане к нему прислушались, и братьям было присвоено первое офицерское звание – лейтенант».
Как дуэт братья Джураевы выступали в разных местах, включая погранзаставы, которые тогда нередко становились "горячими точками" из-за активизации азиатских террористических группировок. Это было непростое время для Узбекистана. Взрывы гремели даже в центре Ташкента, прямо у здания Совета Министров.
Братья тесно сотрудничали (и сейчас продолжают) с Союзом ветеранов-афганцев. Заняли Первое место на Фестивале пограничной песни в 2007 г. Демобилизовались в званиях капитанов, награждены памятными медалями и дипломами. Получают военную пенсию. В 2010 г. создали при Союзе ветеранов-афганцев ансамбль "ФАХРИЙ НАВО" ("Ветераны "Наво"), который существует и сегодня.
"ДВА КАПИТАНА". Братья Джураевы с наградными дипломами и статуэтками Александра Невского, врученными Российским общества ветеранов Афганистана. Хасанбек и Хусанбек Джураевы - единственные обладатели таких призов в Узбекистане. В этом ролике они исполняют песню "Чегарачи" ("Пограничник")
Подписывайтесь, ставьте лайки, пишите комментарии