Похоже, Кевин Систром и Майк Кригер решили вернуться — соучредители Instagram*, которые покинули Facebook* в 2018 году из-за напряженности в отношениях со своей материнской компанией, создали новое предприятие для социальных приложений следующего поколения. Их первый продукт — Artifact. Сейчас пользователи могут встать в очередь на получение доступа к приложению. Что же известно об Artifact и что о нем думают эксперты и инсайдеры отрасли?
Некоторые СМИ и журналисты уже назвали Artifact «TikTok для новостей». В приложении можно выбрать интересующие темы, а алгоритм на базе ИИ будет предлагать статьи, соответствующие критериям. По мере использования алгоритм начнет лучше понимать вкусы пользователя и персонализировать ленту — точно так же, как это делает TikTok. Часть пользователей Artifact в настоящее время тестирует еще две функции, которые, как ожидает Систром, станут основными компонентами приложения. Первая — это лента, показывающая статьи, опубликованные пользователями, на которых вы решили подписаться, вместе с комментариями к этим публикациям. Вторая — это директ, чтобы вы могли обсуждать прочитанное в частном порядке с друзьями.
В каком-то смысле Artifact может ощущаться как возврат к прошлому. Как и любая соцсеть конца 2000-х, Artifact твердо нацелена на текст. Но основатели надеются, что более чем десятилетний опыт, наряду с недавними достижениями в области ИИ, поможет их приложению завоевать более широкую аудиторию. Оказывается, Систром и Кригер впервые начали обсуждать идею приложения пару лет назад.
Главный вопрос в том, могут ли персонализированные рекомендации для новостей обеспечить такой же вирусный успех Artifact, как видео для TikTok. В 2014 году волна персонализированных новостных приложений с такими названиями, как Zite и Pulse, пришла и ушла, преследуемая их неспособностью сформировать у пользователей глубокие привычки. А ранее в этом месяце компания SmartNews, использующая аналогичную технологию ИИ для персонализации рекомендаций, уволила 40% своей рабочей силы в США и Китае на фоне сокращения пользовательской базы и сложных условий на рынке рекламы.
Как и большинству стартапов на данном этапе, Artifact еще предстоит определиться с бизнес-моделью. Систром также рассказал, что Artifact серьезно отнесется к работе по предоставлению читателям качественных новостей и информации. Систром не стесняется того факта, что компания будет самостоятельно судить о том, кого они пустят, а кого — нет. «Одной из проблем, связанных с технологиями в последнее время, было нежелание многих этих компаний выносить субъективные суждения во имя качества и прогресса человечества».
На данный момент Систром и Кригер сами финансируют Artifact, хотя предполагается, что вскоре инвесторы обратят на них внимание. Сейчас над приложением работает команда из семи человек, в том числе Робби Стейн, топ-менеджер по продуктам Instagram* с 2016 по 2021 год. Продав Instagram* за 715 миллионов долларов, Систром и Кригер не испытывали острой необходимости устраиваться на работу. Так что же движет ими на этот раз? «Нам в принципе нравится строить», — сказал Систром. «Нет другого места в мире, где мы бы предпочли проводить свое время, чем писать код и создавать продукты, которые нравятся людям. Мне это просто нравится».
Эксперты говорят, что для достижения успеха Artifact придется сделать нечто большее, чем просто показать вам коллекцию интересных ссылок. Интернет по-прежнему богат интересными историями, что может подтвердить любой, кто когда-либо просматривал список заголовков в Google. Мало кто тратит много времени на жалобы на то, что они не могут найти ничего хорошего для чтения. Аналогичным образом, Твиттер остается основным источником последних новостей во многом потому, что именно туда элиты приходят, чтобы публично их обсудить. А этот аспект Artifact пока остается в стадии разработки.
/ по материалам Techcrunch, The Verge, колонки американского техноблогера Кейси Ньютона /
*входят в Meta – организацию, запрещенную на территории РФ