Найти в Дзене
По волнам моей памяти.

Афганистан. Снова про операцию «Магистраль» и 9ю роту Воспоминания и размышления участника событий

Воспоминания Дежурного по ВПП:

Начало января 1988 года. Дневник не вёл (к сожалению), но сопоставляя события и факты, которые узнал потом, спустя годы, прихожу к выводу, что описываемое случилось именно 07 января.

Уже несколько месяцев некоторые части и подразделения гарнизона Хоста ВС РА (недавно переименованной из ДРА) находились на юге округа и прикрывали проходы в горах из Пакистана и знаменитой духовской базы Джавара. С началом операции «Магистраль» роль группировки зелёных на этом направлении только возросла.

Вся войнушка в этом районе сводилась к постоянным обстрелам расположения афганских войск РСами со стороны противника и редким вылазкам на его территорию с нашей стороны.

Все привыкли к этой вялотекущей окопной ситуации, когда за день духи выпускают до 2 000 РСов по расположению войск, но для отчёта, видимо, потому что результат их обстрелов был практически нулевой. Всего один раз РС каким-то невероятным образом угодил точно в башню БТРа и прошил его насквозь до земли, БТР сгорел, внутри никого, по счастью, не было.

1987 год. На боевых действиях в р-не Тани округ Хост. Передовой пост, высота 2000 м,                                 до Пакистана 3,8 км от места съёмки (горы на заднем плане уже пакистанские), Джавара слева, немного дальше. Автор статьи слева на фото, справа наш «тупчи» советник начальника артиллерии 666 дшп «К».
1987 год. На боевых действиях в р-не Тани округ Хост. Передовой пост, высота 2000 м, до Пакистана 3,8 км от места съёмки (горы на заднем плане уже пакистанские), Джавара слева, немного дальше. Автор статьи слева на фото, справа наш «тупчи» советник начальника артиллерии 666 дшп «К».

Но 07 января в первой половине дня духи неожиданно совершили огневой налёт и атаковали правый фланг позиций зелёных силами нескольких ДРГ. Начался стрелковый бой. На деле, все в расположениях залегли и начали палить очередями в разные стороны. Как бы вошли в раж, что наконец-то выдалась возможность облегчить боекомплект патронов от всей своей загадочной афганской души.

Я в аху… (это что-то типа внезапного сильного стресса, как читатели сразу догадались) спрыгнул в окоп, сильно подвернув при этом ногу…правую, помню до сих пор это (удивительное устройство – человеческая память, много очень важных файлов стёрлось, а вот этот, пустяковый, живёхонек, обидно) и приготовился стрелять из своего пистолета ТТ, автомат при этом остался лежать в БТРе, но до него было не добраться из-за свистящих с разных направлений пуль.

Всё это действо продолжалось минут 10-15, примерно. Так же внезапно, как и началось, всё разом закончилось. Удивительно, что без потерь, никто никого не подстрелил ни из своих, ни из чужих. Духи исчезли так же внезапно, как и появились.

И вероятная цель их атаки стала понятна позже, после докладов о визуальном наблюдении пролёта пары вертолётов со стороны Пакистана вглубь территории Афганистана в северо-западном направлении. Ясно, что так духи обеспечивали их рейс совсем рядом с боевыми порядками зелёных.

Вертолёты однозначно идентифицировали как пакистанские. Я поискал, что это могли бы быть за вертушки. Скорее всего, это: какая-то из модификаций Aérospatiale SA 330 Puma, которые были тогда и по сей день в составе ВС Пакистана.

-3

Опознавательные знаки вряд успели рассмотреть, но в отличие от наших Ми-8, близких по силуэту, сразу заметно убирающиеся шасси в полёте.

Пума могла брать десант – 16-18 чел., по разным данным, без тяжёлого вооружения. На средних высотах от уровня моря в 2-3 тыс. м, немного меньше, вертолётчики точнее знают, поправят, если что.

В 15 часов (по воспоминаниям зам. командира 345 опдп - в 16:30) духи численностью от 200 до 400 чел. с участием так называемых чёрных аистов начали первую атаку на высоту 3234, которую обороняла 9я пдр 345 опдп. Наше расположение от высоты 3234 находилось на расстоянии ок. 40 км юго-восточнее по карте.

По поводу пресловутых чёрных аистов. Мне на эту тему попалась вот такая статья на просторах интернета: https://dzen.ru/a/WhUNsl9JZzqiqGQb. Автору большое почтение за детальное изучение вопроса, считаю его выводы наиболее взвешенными и близкими к действительности.

Эта пара пакистанских вертолётов, вероятно, выполняла какую-то очень важную и очень срочную задачу. Доставила специальный десант к моменту штурма духами высоты 3234 по кратчайшему маршруту??

Вот так открыто, в наглую, днём пролететь рядом с диспозицией войск афганской армии – это пойти на очень большой риск. Наша и афганская авиация действовала в районе очень активно, в том числе истребительно-штурмовая, осуществляя авиационную поддержку «Магистрали». Если бы даже один борт завалили и захватили – международный скандал был бы обеспечен.

Да и в целом, напомню, что Руцкой на штурмовике Су-25 был сбит в р-не Джавары дважды, в 1986 и 1988 годах. Во втором случае - в ходе воздушного боя пакистанским Ф-16.

Дальнейшие умозаключения и выводы по этому случаю предоставляю читателям статьи.

Может быть, обнаружатся и другие свидетели и участники этих событий. Ещё есть непаханное интернет-поле воспоминаний и обсуждений моджахедов-ветеранов (должно же быть!), которые сидят и пишут статьи, как они героически побеждали шурави. Или нарисуется какой-нибудь пакистанец и напишет, что Советы всё переврали, и всё было не так на самом деле. Смайлик (мой).

-4