Воспоминания Дежурного по ВПП:
Начало января 1988 года. Дневник не вёл (к сожалению), но сопоставляя события и факты, которые узнал потом, спустя годы, прихожу к выводу, что описываемое случилось именно 07 января.
Уже несколько месяцев некоторые части и подразделения гарнизона Хоста ВС РА (недавно переименованной из ДРА) находились на юге округа и прикрывали проходы в горах из Пакистана и знаменитой духовской базы Джавара. С началом операции «Магистраль» роль группировки зелёных на этом направлении только возросла.
Вся войнушка в этом районе сводилась к постоянным обстрелам расположения афганских войск РСами со стороны противника и редким вылазкам на его территорию с нашей стороны.
Все привыкли к этой вялотекущей окопной ситуации, когда за день духи выпускают до 2 000 РСов по расположению войск, но для отчёта, видимо, потому что результат их обстрелов был практически нулевой. Всего один раз РС каким-то невероятным образом угодил точно в башню БТРа и прошил его насквозь до земли, БТР сгорел, внутри никого, по счастью, не было.
Но 07 января в первой половине дня духи неожиданно совершили огневой налёт и атаковали правый фланг позиций зелёных силами нескольких ДРГ. Начался стрелковый бой. На деле, все в расположениях залегли и начали палить очередями в разные стороны. Как бы вошли в раж, что наконец-то выдалась возможность облегчить боекомплект патронов от всей своей загадочной афганской души.
Я в аху… (это что-то типа внезапного сильного стресса, как читатели сразу догадались) спрыгнул в окоп, сильно подвернув при этом ногу…правую, помню до сих пор это (удивительное устройство – человеческая память, много очень важных файлов стёрлось, а вот этот, пустяковый, живёхонек, обидно) и приготовился стрелять из своего пистолета ТТ, автомат при этом остался лежать в БТРе, но до него было не добраться из-за свистящих с разных направлений пуль.
Всё это действо продолжалось минут 10-15, примерно. Так же внезапно, как и началось, всё разом закончилось. Удивительно, что без потерь, никто никого не подстрелил ни из своих, ни из чужих. Духи исчезли так же внезапно, как и появились.
И вероятная цель их атаки стала понятна позже, после докладов о визуальном наблюдении пролёта пары вертолётов со стороны Пакистана вглубь территории Афганистана в северо-западном направлении. Ясно, что так духи обеспечивали их рейс совсем рядом с боевыми порядками зелёных.
Вертолёты однозначно идентифицировали как пакистанские. Я поискал, что это могли бы быть за вертушки. Скорее всего, это: какая-то из модификаций Aérospatiale SA 330 Puma, которые были тогда и по сей день в составе ВС Пакистана.
Опознавательные знаки вряд успели рассмотреть, но в отличие от наших Ми-8, близких по силуэту, сразу заметно убирающиеся шасси в полёте.
Пума могла брать десант – 16-18 чел., по разным данным, без тяжёлого вооружения. На средних высотах от уровня моря в 2-3 тыс. м, немного меньше, вертолётчики точнее знают, поправят, если что.
В 15 часов (по воспоминаниям зам. командира 345 опдп - в 16:30) духи численностью от 200 до 400 чел. с участием так называемых чёрных аистов начали первую атаку на высоту 3234, которую обороняла 9я пдр 345 опдп. Наше расположение от высоты 3234 находилось на расстоянии ок. 40 км юго-восточнее по карте.
По поводу пресловутых чёрных аистов. Мне на эту тему попалась вот такая статья на просторах интернета: https://dzen.ru/a/WhUNsl9JZzqiqGQb. Автору большое почтение за детальное изучение вопроса, считаю его выводы наиболее взвешенными и близкими к действительности.
Эта пара пакистанских вертолётов, вероятно, выполняла какую-то очень важную и очень срочную задачу. Доставила специальный десант к моменту штурма духами высоты 3234 по кратчайшему маршруту??
Вот так открыто, в наглую, днём пролететь рядом с диспозицией войск афганской армии – это пойти на очень большой риск. Наша и афганская авиация действовала в районе очень активно, в том числе истребительно-штурмовая, осуществляя авиационную поддержку «Магистрали». Если бы даже один борт завалили и захватили – международный скандал был бы обеспечен.
Да и в целом, напомню, что Руцкой на штурмовике Су-25 был сбит в р-не Джавары дважды, в 1986 и 1988 годах. Во втором случае - в ходе воздушного боя пакистанским Ф-16.
Дальнейшие умозаключения и выводы по этому случаю предоставляю читателям статьи.
Может быть, обнаружатся и другие свидетели и участники этих событий. Ещё есть непаханное интернет-поле воспоминаний и обсуждений моджахедов-ветеранов (должно же быть!), которые сидят и пишут статьи, как они героически побеждали шурави. Или нарисуется какой-нибудь пакистанец и напишет, что Советы всё переврали, и всё было не так на самом деле. Смайлик (мой).