Конспект экскурсии детей старшей группы «Малинка» в школьную библиотеку
Цель:
1. Формировать у детей реалистические представления о значимости библиотеки, о труде библиотекаря, показать значимость его труда; ввести новые понятия в лексику дошкольников («библиотека», «абонемент», «читальный зал», «читатель», «книжный формуляр», «библиотекарь»).
2. Развивать у детей наблюдательность, внимание, умение слушать и слышать воспитателя, библиотекаря.
3. Воспитывать интерес к книге, бережное отношение и уважение к труду библиотекаря; воспитывать трудовые навыки самостоятельного ухода за книгой.
Предварительная работа:
1. Сообщить родителям о предстоящей экскурсии.
2. Заранее договориться с библиотекарем о времени экскурсии, получить разрешение директора школы на посещение библиотеки.
3. Беседа о книге (рассказать о происхождении слова «библиотека»; что книга состоит из обложки, страниц, иллюстраций, переплета и что у каждой книги есть название и автор).
4. Сюжетно-ролевая игра «Библиотека»
5. Работа в уголке книги.
6. Разработка конспекта экскурсии.
Активизация словаря:
библиотека, библиотекарь, книги, полки, стеллажи, читатель, формуляр, бережно, аккуратно.
Ход занятия
1. Вводная часть. (Дети с воспитателем подходят к зданию школы, у каждого прикреплён бейджик с именем).
-Где в школе хранятся книги? (В библиотеке).
– Зачем библиотека здесь нужна? А можно ли учиться в школе без учебников? Давайте пройдем в здание школы и посетим школьную библиотеку. (Дети заходят в библиотеку).
– Кто знает, что такое библиотека? (Это место, где много книг, где хранятся книги.)
– Да, библиотека – это хранилище книг. Мы сейчас убедимся в этом.
2. Основная часть. Беседа «Библиотека- удивительный «город»».
– Ребята, мы с вами пришли в школьную библиотеку. Здесь красиво, чисто, уютно, много книг. Познакомьтесь, это библиотекарь Наталья Ивановна.
-А вас как зовут? (читаем каждое имя ребёнка).
Куда вы пришли учиться 1 сентября? (школа- карточки).
Посмотрите, что есть в школе (изображения).
Давайте разберёмся, что и как называется? (подобрать в фотографиям названия: библиотека, столовая, спальня, спортивный зал)
Где сейчас находимся мы? (библиотека).
- Что это такое «библиотека»?
(Дети знакомятся с библиотекарем, подходят к стеллажам с книгами, рассматривают их).
Библиотека – это удивительный город, где вместо проспектов и улиц ряды книжных стеллажей, вместо этажей – книжные полки, дома – тома книг, а у каждого дома своё название. И живут в этом чудесном городе ваши друзья – литературные герои.
Каждая книга стоит на своем месте. А хорошо ориентироваться в этом удивительном городе вам поможет библиотекарь.
В библиотеке есть очень интересные книжные выставки, посвященные важным и интересным событиям. Здесь можно прочесть свежие газеты и журналы. (Библиотекарь показывает журналы и газеты для детей).
А вот это, ребята, читательский формуляр (показать), куда записываются все книги, которые вы прочтете.
– Еще раз скажите, ребята, что такое библиотека? (Хранилище книг).
–Как называются люди, которые берут в библиотеке книги? (Читатели).
3.Сюрпризный момент. (Входит Василиса Премудрая (ученица)).
В библиотеке для ребят
На полках книги в ряд стоят.
Бери, читай и много знай,
Но если покалечишь книжку –
Её страницы замолчат.
– Ребята, обратите внимание на книжные полки. Они называются «стеллажами».
– Что стоит на полках? (Книги).
– Обратите внимание, как аккуратно они расставлены на полках, все стоят ровными рядами. У всех книг аккуратный вид. Почему? (С ними аккуратно обращаются).
– Как надо относиться к книгам? (Бережно).
– Как нужно беречь книги? (Не загибать уголки, не рвать, не бросать, не пачкать, не черкать и не рисовать на них).
– Для чего нужны книги? (Чтобы читать их. Чтобы стать грамотными. Чтобы узнать много интересного, нового)
4. Загадки (Василиса премудрая).
Пока книги вам читают взрослые. но когда вы сами научитесь читать вы сможете познакомиться с героями разных литературных произведений. А сегодня давайте с вами поиграем! Сейчас, ребята, я загадаю вам загадки. Будьте внимательны!
1. Без языка, без голоса, а все расскажет. (книга)
2. Не куст, а с листочками, не рубаха, а сшита, не человек, а разговаривает. (книга)
3. Кто говорит молча? (книга)
4. Ты беседуй чаще с ней, будешь вчетверо умней. (книга)
5.Мы стоим рядком на полке, нас немало – толстых, тонких,
Помогаем детям мы стать разумными людьми.
Нас ребята носят в класс, а лентяй не любит нас.
(книги)
-Молодцы! Правильно! Все эти загадки были о книгах.
5. Физкультминутка
В темном лесу есть избушка. (Дети шагают.)
Стоит задом наперед. (Дети поворачиваются.)
В той избушке есть старушка. (Грозят пальцем.)
Бабушка Яга живет. (Грозят пальцем другой руки.)
Нос крючком, (Показывают пальчиком.)
Глаза большие, (Показывают.)
Словно угольки горят. (Покачивают головой.)
Ух, сердитая какая! (Бег на месте.)
Дыбом волосы стоят. (Руки вверх.)
6. Д/и «Доскажи словечко» (Библиотекарь).
В школе и в библиотеке нужно уметь правильно себя вести!
-Ребята, какие хорошие манеры соблюдают школьники в школе и библиотеке?
-В библиотеке надо вести себя тихо, так как шум мешает другим…(читателям).
-Книги надо возвращать вовремя, ведь их ждут другие …(читатели).
-С библиотечными книгами надо обращаться особенно бережно, чтобы их смогло прочесть как можно больше …(ребят).
-Библиотечные книги нельзя терять, иначе в библиотеке не останется ни одной …(книги).
7. Д/и «Путешествие по сказкам»
Василиса Премудрая. Ребята, после того, как вы познакомились с нашей библиотекой, давайте поговорим о книгах, которые вам читали ваши мамы, папы и бабушки и которые вы уже сами прочли. Вы любите сказки? Конечно, любите. Сказки любят все. Сейчас мы посмотрим, как вы их знаете. Вы должны ответить на наши вопросы. (Когда дети будут давать правильный ответ – показывать книгу, из которой был взят вопрос).
-Кто из трёх поросят построил самый прочный домик? (Наф-Наф).
-Кого учила лиса ловить рыбу хвостом? (волка)
-Кто помогал Буратино учиться? (Мальвина)
-Вспомни, кто говорил такие волшебные слова:
По щучьему веленью, по моему хотенью. (Емеля. Русская народная сказка «По щучьему веленью»).
Лети, лети, лепесток, через запад на восток, через север, через юг, возвращайся, сделав круг. Лишь коснёшься ты земли – быть по моему вели. (Женя. В.Катаев «Цветик-семицветик).
8. Итог экскурсии в ОУ.
Библиотекарь: -Ребята, на этом наш урок подошел к концу. Я всегда рада видеть вас в школьной библиотеке. А сейчас вы можете самостоятельно выбрать книги на дом.