Найти тему
Виктор Никитин

На заре психоделии. История в 10 песнях.

Оглавление

Одно из интернет изданий США решило вспомнить историю зарождения психоделического направления конца 60-х годов. С музыкальными примерами. Я подумал, что статья на эту тему могла бы быть интересной не только мне. У каждого из нас свое мнение на эту тему. Тем более будет интересно узнать, что вы думаете об этом.

В 1960-е годы рок становился чем-то большим, чем просто веселой музыкой для вечеринок. На волне британского вторжения и подъема популярности фолк-рока благодаря Бобу Дилану новые артисты только начинали экспериментировать с тем, что они могли делать с электрогитарой и новыми технологиями записи песен в студии. Достаточно вспомнить Битлз - как изменилось их звучание после того, как они в 1966 году отказались от концертов и сосредоточились на работе в студии.
Когда началось Лето любви (1967 год примерно), музыка стала чем-то большим, чем просто трехминутный сингл. Американские критики называли этот период "drug culture", который сигнализировал о переходе к психоделии от классического рок-н-ролла, позволяя музыке переносить вас в какое-то другое место или состояние из репетиционной комнаты.

Хотя эти песни были великолепны сами по себе, их совершенство все еще актуально сегодня, от экспериментов с различными приспособлениями до добавления эха, до текстов песен, в которых говорится о прогулке по космической стране чудес.
Возможно, нелегко понять, что означает любая из этих песен, но как только исполнитель принимает дозу кислоты, есть хороший шанс, что в этих песнях он находит смысл жизни. Это то, как многие авторы объясняли свои замысловатые сочинения.

Давайте перейдем к десятке первых психоделических произведений, которые предлагает американское интернет издание нашему вниманию. Они расположены в произвольном порядке и не имеют замысла выявления лучшего или худшего - просто как иллюстрация.

‘Two Headed Dog’ – 13th Floor Elevators

Прямо перед появлением психоделии рок-н-ролл переживал фазу гаражного рока. После британского вторжения в Америке стали появляться группы с громким и агрессивным подходом к стандартному рок-н-роллу. Одна из них - группа 13th Floor Elevators.
В то время как голос Роки Эриксона ближе к панку, the Elevators были прототипом психоделического рока, во многом полагаясь на песни, которые могли бы звучать намного лучше, если бы вы были под влиянием каких-либо препаратов. До того, как началась эра цветочной революции, The Elevators производили самый хаотичный шум, какой только был возможен. Даже при том, что они, возможно, не стали чьей-то любимой психоделической группой, каждая группа после the Elevators копировала их, знали они об этом или нет.

Roky Erickson - Two Headed Dog live @ The Forum, London

‘Eight Miles High’ – The Byrds

По другую сторону психоделии был фолк-рок. В то время как Боб Дилан становился очередным голосом поколения, Byrds вывели его материал на другой уровень благодаря звуку гитары Роджера Макгуинна. Забавная вещь произошла, как только они начали писать свой собственный материал.
Стремясь создать ощущение полета в самолете, эхо гитары Макгуинна в этой песне было непохоже ни на что в мире рока. Несмотря на здоровое уважение к таким музыкантам, как Дилан, именно здесь все стало расходиться в разные стороны, поскольку Byrds говорили о более реальных образах в своих текстах. Бурные 60-е достигли своей середины, именно с этой песни все должно было стать более цельным и определенным.

The Byrds - Eight Miles High – смотреть видео онлайн в Моем Мире | Недовай Обещаниев

‘Rain’ – The Beatles

На краткий миг в "психоделии" показалось, что "Битлз" собираются придерживаться своего выбранного задолго до этого стиля. Они как бы говорили, что они над схваткой. Но такое впечатление было кажущимся. После того, как они попробовали свои силы в фолк-роке с Rubber Soul, "Rain" выходит синглом, и все изменилось. Находясь под влиянием разных препаратов, Джон Леннон случайно поставил пленку на своем магнитофоне задом наперед. Сейчас все говорят, что это была новая задумка звукорежиссеров, и многие группы стали повторять этот прием. Но тогда эта была просто случайность.
Хотя Леннон признает, что тексты песен не имеют особого отношения ни к чему, строки “I can show you” рассказывают вам все, что вам нужно знать об этом следующем этапе Beatles. Великолепная четверка не планировала отправляться на гастроли еще долгое время, и они были только в самом начале того, что они собирались сделать. К Битлз мы еще вернемся

The Beatles «Rain» (1966, v.1)

‘White Rabbit’ – Jefferson Airplane

Центром психоделической цивилизации тогда стал Сан-Франциско. Jefferson Airplane написали неофициальный гимн психоделического движения. Вдохновленный книгой "Алисой в стране чудес", White Rabbit является идеальным примером того, каково это - быть в кислотном путешествии, когда гитары прокладывают свой путь через песню о сказочном персонаже, который бродит где-то среди нас в реальном времени.

"Всего лишь одна таблетка сделает тебя великаном / Всего лишь одна таблетка уменьшит тебя до микроскопических размеров / Вспомни — те пилюли, что давала тебе мама / Никогда не оказывали на тебя такого действия / Позови-ка Алису"

Вокал Грейс Слик - один из самых важных инструментов психоделического движения, поющий о том, что вы должны спросить Алису. Несмотря на то, что в наши дни цель была кажется поставлена нечетко, хиппи того времени были убеждены, что эта песня давала им смысл жизни.

Jefferson Airplane "White Rabbit" (USA, 1967)

‘The End’ – The Doors

Doors ознаменовали момент, когда столкнулись психоделия и хард-рок. В то время как Джим Моррисон всегда преуменьшал свои музыкальные способности, аура, которую он создавал, выступая вживую, была непохожа ни на одного фронтмена рока. Моррисон, возможно, и не был лучшим певцом, но на "The End" он раскрылся полностью как артист и певец.
Первоначально написанная как песня о расставании, песня превратилась в 11-минутного монстра уже в студии, где Моррисон бессвязно рассказывал обо всем, от убийц до Царя Эдипа. С другой стороны, невозможно думать об этой песне сейчас и не видеть в ней войны во Вьетнаме (спасибо, Apocalypse Now). Калифорнийская сцена показала тогдашний первый взгляд на темную сторону Власти цветов, хоть и длилась недолго.

The Doors - The End Ӏ Apocalypse Now (Ai remake).

‘Strawberry Fields Forever’ – The Beatles

И вот мы опять обращаемся к Битлз. После того, как Beatles навсегда прекратили гастроли, Abbey Road Studios стала их официальной игровой площадкой. Как только Джон Леннон записал песню о детстве в Ливерпуле, подход группы к записям полностью изменился. После склеивания двух дублей песни,
‘Земляничные поляны навсегда’ стали эталоном для Лета любви. Это почти так же, как если бы Леннон перенес вас в какой-то сюрреалистический сон наяву. Психоделическая музыка уже была в разгаре, но Великолепная четверка не собиралась просто подыгрывать меняющимся тенденциям. Это была лирика в стиле Боба Дилана в сочетании с психоделическим ландшафтом ЛСД. Это одна из моих любимых песен Битлз - пусть кое-кто считает ее скучной.

The beatles strawberry fields forever

‘Purple Haze’ – Jimi Hendrix

Из всех икон 60-х поклонники со всей серьезностью до сих пор спорят, был ли Джими Хендрикс на самом деле инопланетянином. Несмотря на его изысканные гитарные пассажи в его более поздних работах, мир рока изменился в ту минуту, когда "Purple Haze" был выпущен в качестве сингла. Можно сказать - ну разве это психоделия, это чистый хард-рок. Вступительные гитарные аккорды практически выламывают двери вашего разума, прежде чем погрузить вас в психоделический туман, поскольку Хендрикс говорит о том, что он находится в тумане всякий раз, когда находится рядом со своим объектом желания.
Хотя образы сюрреалистичны, а в гитарных ритмах Хендрикса нет ничего утонченного, преодолевающего пропасть между блюзом и каким-то странным единением с космосом. Хендрикс говорит о девушке, о поездке, в которую он отправляется, но, скорее всего, это все у него в воображении..

The Jimi Hendrix Experience - Purple Haze (Live 1967)

‘In A Gadda Da Vida’ – Iron Butterfly

Бред человека, который либо слишком много принял алкоголя, либо находится в наркотическом бреду. Язык его не слушается, окружающие его люди его не понимают - он пытается пригласить свою девушку в Сад Эдема "In the garden of Eden" - а получается бессвязное "In-a-gadda-da-vida". Одной из самых заметных тенденций, возникших в психоделическом движении, стал джем-стиль. Как только Grateful Dead стали популярными, каждая группа начала превращать свои традиционные поп-песни в длинные джемы, которые длились целую вечность. С другой стороны, малая толика из этих джемов на самом деле попадала на радио.
"In A Gadda Da Vida", как известно большинству людей, плотная и пронзительная композиция, длящаяся 17 минут, раскрашенная изнутри соло на барабанах и клавишных. Хотя песня была тяжелой для своего времени, текст является воплощением психоделического движения, поскольку Дуг Ингл просит нас присоединиться к нему в одурманенном наркотиками Эдемском саду.

Iron Butterfly - In-A-Gadda-Da-Vida 1968

‘Sunshine of Your Love’ – Cream

Примерно в то время, когда психоделия сотрясала мир в Соединенных Штатах, Англия все еще была по колено в блюзе. После разрыва с Yardbirds супергруппа Эрика Клэптона уже была на пороге чего-то великого, объединив джаз и блюз под одной крышей. Однако было одно недостающее звено, и это вызывало здоровую дозу путаницы.
Придумав простую блюзовую мелодию, Джек Брюс создал песню о любви, в которой мог потеряться любой хиппи. История рассказывает о девушке, чья любовь сияет ярче солнца. Клэптон здесь настоящая звезда, он заставляет свою гитару звучать как голос у вокалиста во время своего соло. Блюз может быть о том, как трудно жить в этом мире, но в нем есть психоделические видения, о которых предупреждал нас еще Джими Хендрикс.

Cream - Sunshine of your love

‘Set the Controls for the Heart of the Sun’ – Pink Floyd

К концу 60-х годов движение "Детей цветов", наконец, начало выдыхаться. После бурного музыкального уик-энда в Вудстоке для большинства лето любви опустило занавес. Однако психоделия никогда не останавливалась, она просто развивается. В то время как Pink Floyd начинали свою жизнь как психоделическая рок-группа на Piper At The Gates of Dawn, "Set the Controls" показала как звучание психоделии может трансформироваться в прогрессивный рок.
Без Сида Барретта голос Роджера Уотерса в этой песне звучит зловеще, он нацелен на нечто большее, чем на то, что есть на Земле. Власть цветов (Flower Power), возможно, умерла внезапной смертью, но эта рок-одиссея стала показателем того, как будут выглядеть подростковые годы психоделии.

Pink Floyd - Set The Controls For The Heart Of The Sun.

Ну что ж, это всего лишь мнение журнала. Понятно, что в десять песен нельзя вместить все развитие психоделического направления в музыке конца 60-х - начала 70-х. Но цель этой публикации лишь напомнить о том какой была музыка того времени. Я с удовольствием прослушал приведенные в статье примеры. Надеюсь, они и вам понравятся.

======================

Спасибо вам за ваше внимание. Подписывайтесь, присоединяйтесь к нашему сообществу - впереди еще много разных статей о нашей музыке.