Без долгого вступления, я предлагаю вам сразу перейти к рассмотрению методов манипулирования. Знание, что они из себя представляют и как работают, поможет вам лучше понять, как от них защититься.
Техники манипулирования 21 века
🔶 Принцип контраста
Представьте, вы в магазине и хотите купить новый смартфон, который стоит, 70 000 рублей. Как только вы определились с выбором продавец предлагает вам купить плёночку на экран. Цена которой 900 рублей. На фоне цены в 70 000 рублей, покупка плёночки за 900р. не кажется существенной. Это и есть манипуляция. Если бы вы пришли исключительно за плёночкой, то цена в 900 рублей показалась бы вам слишком высокой, и вы бы пошли в другой магазин, где цена возможно ниже.
🔶 Правило получателя
Продавец в магазине угощает вас кусочком шоколада, а взамен вы покупаете целую плитку. Вам кажется, что это ваш выбор, но на самом деле это тоже манипуляция.
Получив кусочек шоколада бесплатно, вы испытываете чувство благодарности и хотите отблагодарить дарителя в ответ, и самый простой и очевидный способ это сделать — купить у него что-нибудь.
🔶 Закрытые вопросы
«Когда мы пойдём в кино, мы будем смотреть комедию или фильм ужасов?» – задавая вопрос таким образом, вас просто ограничивают в выборе ответа. Мало того, что вам предоставили крайне урезанный выбор жанров, так у вас в принципе не поинтересовались хотите ли вы вообще идти в кино.
🔶 Снижение ожиданий
Вы идёте по улице, к вам подходит бездомный и просит у вас 100 рублей.
Поняв, что вы собираетесь ему отказать, он снижает планку и говорит вам - «ну или хотя бы 50 рублей». Таким образом, он сделал вам подарок в виде снижения ожиданий по отношению к вам. Эта невольно (или сознательно) применяемая манипуляция очень часто оказывается рабочей, в чем вы и сами не раз убеждались.
Похожий принцип используется и в магазинах. Вы движетесь по коридорам супермаркета и видите, насколько высоки цены на продукты. Идёте дальше и перед вами предстают полки с более дешёвыми товарами, вокруг куча акций, зачёркнутых ценников и вы понимаете, что это то, что вам нужно.
🔶 Цитаты
Ссылаясь на известных персонажей, образованных друзей или полностью вымышленных людей, манипулятор может снабдить вас информацией, которую ваше сознание воспримет совершенно нейтрально, не ища в них попытки обмана.
🔶 Закон предела
«Ограниченное количество товаров», «Ограниченное количество мест», «Предложение действует до…» - всё это одна большая ложь...
Это простая и дешевая игра на эмоциях, связанных с упущенными возможностями. Конечно, так происходит не всегда, ведь у продавца действительно может быть, например, излишек товаров с коротким сроком годности, которые он хочет продать побыстрее, но в большинстве случаев, подобная пометка — это просто манипуляция
🔶 Конформизм
В интернете вы можете найти ролик, где небольшая группа людей внезапно начинает бежать в определённом направлении. Люди, находящиеся в это время рядом, настолько растеряны и напуганы, что начинают бежать вместе с ними.
Подобный принцип конформизма очень часто используется, например, в рекламе. «80% студентов ходят в наш клуб», «У нашей компании 100% довольных клиентов», или «У Смирновых из соседней квартиры есть посудомоечная машина, а у вас?».
🔶 Закон ожидания
«Это всегда работало, так почему же это не сработает сейчас?», «Они всегда выигрывают, так почему они должны проигрывать сегодня?» – Манипуляторы часто используют предыдущий опыт манипулируемого человека для достижения желаемого эффекта.
🔶 Интерес
Кевин Хоган однажды продемонстрировал этот метод в своей лекции по НЛП. Его суть заключается в том, чтобы заинтересовать человека, дав ему что-то в руку. Это повышает эффективность слов, сказанных впоследствии манипулятором.
🔶 Бесплатно
«Купив один смартфон, второй вы получаете бесплатно». Подобные предложения снижают наши требования к продукту/услуге.
🔶 Положительные эмоции
К подобной манипуляции, часто прибегают туристические агентства.
«Двухнедельная поездка в Египет, цена: 55 000 рублей. Дата вылета: 15 августа. 3-х звёздочная гостиница, всё включено…» – как видите, это предложение, не вызывает никаких чувств.
А теперь сравним с объявлением, вызывающим положительные эмоции: «Двухнедельная поездка в солнечный Египет с прекрасным климатом стоит всего 55 000 рублей. Представьте себя на золотом пляже с тёплым морем, которое не хочется покидать. Мы гарантируем вам незабываемые впечатления и 100% удовлетворение. Мы приглашаем вас в, возможно, лучшее путешествие в вашей жизни. С уважением, турфирма АБВГД».
🔶 Верьте мне
Продавец делает вид, что ему всё равно, что продавать. Он отрицает свою предвзятость и производит впечатление «честного». Покупатель считает, что, поскольку продавец не предвзят он, вероятно, не хочет нам ничего «втюхать». Тогда почему бы не купить у него, если он кажется таким искренним?