Находясь на Галапагосских островах, Чарльз Дарвин заметил интересные различия у вьюрков, обитающих там - на разных островах строение клюва у них было разным. На некоторых островах их клювы были маленькими, а на некоторых — большими. На некоторых они были заостренными, а на некоторых — тупыми.
Продолжая наблюдать за вьюрками, Дарвин понял, что их клювы идеально подходят для добывания пищи на том острове, на котором они обитают. Вот как сам ученый писал об этом:
Видя эту градацию и разнообразие структуры в одной небольшой, тесно связанной группе птиц, можно предположить, что первоначальный вид был модифицирован для разных целей.
Случай с галапагосскими вьюрками показывает, как окружающая среда влияет на эволюцию видов, обитающих в ней. Однако, сосредоточившись только на этом, мы не видим всю картину целиком, ведь эволюция — это не только адаптация к окружающей среде.
Эволюция была бы невозможна и без адаптации к другим игрокам в этой среде. Мы развиваемся не только для противостояния окружающей среде, но и для противостояния друг другу.
Популяризатор науки Мэтт Ридли так описывает этот процесс:
Одна из особенностей истории заключается в том, что время всегда сводит на нет любые преимущества. Каждое изобретение рано или поздно приводит к противоположному изобретению. Каждый успех содержит семена его падения. Всякой гегемонии приходит конец.
Эволюционная история ничем не отличается - чем быстрее вы бежите, тем больше мир движется вместе с вами и тем меньшего прогресса вы добиваетесь. Жизнь - это шахматный турнир, в котором, выиграв партию, следующую вы начинаете с недостающей пешкой и с преимуществом вашего противника.
Точно так же, как продолжается эта эволюционная гонка вооружений, ни на минуту не останавливается и гонка вооружений среди инвесторов. Как только вы находите какое-то преимущество, то это лишь вопрос времени, когда другие участники рынка разгадают его и начнут копировать.
Фонд Long-Term Capital Management усвоил этот урок на своем горьком опыте:
Не смотря на то, что фонд LTCM окутал себя тайной, совершая свои сделки через нескольких брокеров, армия инвесторов смогла проследить их и начала повторять. В итоге, большой портфель фонда был отражен еще большим супер-портфелем, созданным его подражателями.
Эти зеркальные сделки привели к краху LTCM, когда фонд не смог выйти из своих позиций, не обвалив при этом рынок.
Подобная гонка вооружений существует и среди менеджеров хедж-фондов, которые готовы пойти на все, лишь бы узнать секреты своих коллег по цеху. История рынка знает множество примеров, когда руководители фондов подкупали сотрудников своих конкурентов для получения внутренней информации.
И такая конкуренция существует не только среди институциональных инвесторов, но и среди индивидуальных. Прибыль любого активного инвестора или трейдера — это чей-то убыток. Если кто-то в результате спекуляции получил деньги, значит кто-то их потерял.
Фондовый рынок ничего не дает просто так, на нем все нужно зарабатывать своим трудом в условиях жесткой конкуренции. Даже став лидером, нужно продолжать усердно работать, чтобы удержать свое лидерство. Стоит расслабиться - и вас тут же обойдут на повороте.
Рынок — это не машина, генерирующая деньги, вот почему инвестирование никогда не будет простым.
Коллеги, приглашаю вас в свой телеграмм-канал "Финансовый Механизм" - в нем я каждый день публикую статьи, посвященные долгосрочному инвестированию.
Всем спасибо за внимание!