Найти в Дзене
Кофе с Кандинским

Загадки Леонардо. Что скрывает портрет Джиневры де Бенчи?

Господин да Винчи и в 21-м веке остается таинственным мастером, над работами которого бьются лучшие умы. Почему не так-то просто понять произведения титана Ренессанса, попробуем сегодня порассуждать.

Леонардо да Винчи. Портрет Джиневры де Бенчи. 1474-1476. Национальная галерея, Вашингтон
Леонардо да Винчи. Портрет Джиневры де Бенчи. 1474-1476. Национальная галерея, Вашингтон

Джиневра де Бенчи - дочь богатого банкира Америго Бенчи, ей около 17 лет. Ее отец и дядя весьма влиятельны и работают на семейство Медичи. Сама же девушка готовится выйти замуж за Луиджи Николлини или совсем недавно стала супругой. Известно, что Джиневра вышла замуж в 1474 году. Современники ценили Джиневру за красоту и любовь к музыке и поэзии. Джиневра прожила сравнительно долгую жизнь, датой ее смерти называют как 1521, так и 1530 год, умерла бездетной.

Фрагмент картины
Фрагмент картины

Что за растение изображено на портрете? Имя Джиневра созвучно со словом "ginepro", что в переводе с итальянского означает "можжевельник". На фоне этого растения и позирует наша дама. Кроме того, веточку можжевельника можно увидеть и на обороте портрета. Портрет Джиневры де Бенчи уникален тем, что он двусторонний! Это единственная подобная работа в творчестве да Винчи.

Оборот портрета
Оборот портрета

А что у нас на обороте? В центре веточка можжевельника, рядом с ней ветви лавра и пальмы. Лавр символизировал честь, а в некоторых ренессансных источниках пальма означала добродетель. Вокруг них вьется свиток с надписью, гласящей: "Красота украшает добродетель".

Интересно, что изначально надпись была иной - Virtus et Honor - это показали исследования портрета. Многие исследователи полагают, что эти слова относились к самой Джиневре, которая была не только красивой девушкой, но и поэтом.

Изначальная надпись на обороте картины.
Изначальная надпись на обороте картины.

Ученые датирую портрет 1474-1478 годами, точной даты мы не знаем. Это ранняя работа мастера, сделанная еще в период его ученичества в мастерской Андреа Вероккьо. По всей видимости, портрет был заказан именно старшему мастеру, но тот передал заказ талантливому ученику. Известно, что Леонардо дружил с братом Джиневры - Джованни де Бенчи.

Леонардо только начинает работать с масляными красками, он экспериментирует. О том, что работа ранняя, говорит тот факт, что в ней еще не преодолена линеарность, свойственная флорентийским художникам. Это первые шаги по направлению к тому знаменитому сфумато, которым прославится мастер.

-5

Почему портрет называют новаторским? Леонардо, как это всегда было ему свойственно, нарушает традиции. В итальянском искусстве до него было принято изображать даму в профиль и в интерьере. Наш мастер впервые использует трехчетвертной поворот, мало того - Джиневра смотри прямо на нас. до Леонардо в Италии так никто не делал! Примеры таких портретов были в северном искусстве и художник, вероятно, об этом знал и решил применить это в своей практике.

Казалось бы, что в этом такого? Ну повернул и повернул. Нюанс состоит в том, что женщина из пассивного состояния переходит в активное: раньше только мы на нее смотрели, а теперь и она на нас.

-6

Еще одно новаторство состоит в том, как художник работает с пейзажем. И фигура и пейзаж объединены общей атмосферой, достигнутой с помощью общего тона и светотени. Картина становится цельным произведением, в котором фигура естественно располагается в пейзаже. То, что раньше плохо удавалось мастерам кватроченто, стало достижением Леонардо.

А теперь переходим к загадкам:

Какого размера был портрет изначально и как выглядел?

Тот портрет, что мы видим сегодня, не полон. До нас не дошла нижняя часть картины, утраченная во второй половине 18 века. Какая часть была утеряна, ученые не могут сказать точно, но предполагают, что от 6 до 8 дюймов.

Ученые создали вариант реконструкции, положив в основу рисунок рук, сделанный Леонардо в эти же годы.

Существует также версия о том, что первоначально на обороте портрета Леонардо собирался написать даму с единорогом – как на этом рисунке из Оксфордской коллекции. И действительно круглое лицо и прическа Джиневры очень напоминают даму на рисунке. Девушка с единорогом - распространенный символ целомудрия.

Леонардо да Винчи. Дама с единорогом.
Леонардо да Винчи. Дама с единорогом.

В качестве основы для реконструкции некоторые исследователи задействуют вот этот женский портрет работы Вероккьо - Дама с букетом цветов. Эту картину ряд искусствоведов считает портретом той же самой Джиневры де Бенчи.

А еще есть версия, что в картине Леонардо и вовсе не было видно кисти рук, а только продолжение тела.

Андреа Вероккьо. Дама с букетом цветов. 1480
Андреа Вероккьо. Дама с букетом цветов. 1480

Вторая загадка: Для кого создан портрет?

А вот тут ученые спорят и спорят. Некоторые уверены, что портрет носит мемориальный характер: родители заказывали такие, когда выдавали дочь замуж - так портрет символически заменял-замещал человека. Другие полагают, что это свадебный портрет и заказан супругом. Третьи и на сегодняшний день это одна из наиболее популярных версий, что портрет заказан Бернардо Бембо, послу Венеции во Флорентийской республике.

Известно, что Бембо выбрал Джиневру в качестве своей платонической возлюбленной. При дворе Медичи любили все, что связано с куртуазной рыцарской культурой, проводились турниры, сочинялись стихи в честь прекрасной дамы. Как правило, подобные отношения носили весьма целомудренный характер.

Ганс Мемлинг. Портрет мужчины. Некоторые полагают, что это и есть Бернардо Бембо. До 1480 г.
Ганс Мемлинг. Портрет мужчины. Некоторые полагают, что это и есть Бернардо Бембо. До 1480 г.

Аргумент в пользу этой версии заказчика - в личной эмблеме Бембо использовались пальмовая и лавровая ветви. Однако в конце 1480-х Бембо покинул Флоренцию и нет никаких указаний, что он забрал портрет с собой. Изначальная надпись на обороте картины "Добродетель и честь" также была девизом Бембо, что тоже как будто подтверждает версию об этом заказчике. Однако, во многих ренессансных источниках говорится о том, что красота и добродетель - главные достоинства женщины, иначе говоря, надпись вполне могла относиться и к самой Джиневре.

Фрагмент картины
Фрагмент картины

Еще одна деталь: Джиневра изображена в довольно простом платье, без изысков и без ювелирных украшений. Будь это свадебный портрет, невеста демонстрировала бы богатство приданого и благосостояние семьи - но ничего такого в портрете нет.

Лично меня в этой работе завораживает не только мастерство совсем молодого на тот момент Леонардо да Винчи, но еще и серьезное выражение лица и довольно тяжелый взгляд юной девушки. Какой была ее реальная жизнь, что скрыто за этим портретом - еще одна загадка, которую хотелось бы разгадать.

Если вы дочитали до конца этот длиннющий текст, я вами горжусь) и рекомендую подписаться на мой канал - скоро здесь появятся тексты с разбором картины Василия Сурикова, материал о сосудах, в которых хранили яды и противоядия, а также о необычных реликвариях и прочих диковинках средневекового искусства...