Прогресс не стоит на месте, поэтому в современном мире происходит слияние наук.
Будучи студенткой филологического факультета, я изучала такие дисциплины, как "Языкознание", "Психолингвистика", "Социолингвистика". Помимо языка мы осваивали знания о работе мозга и его зонах.
Эти знания позволили разобраться мне в следующих понятиях: "мелкая моторика", "речевой центр", "билингвизм", "область Вернике", "область Брока". Об этих терминах как раз и пойдет речь в данной статье.
Игры и упражнения для развития мелкой моторики (мелкая моторика - это работа пальчиков) необходимы современным детям. Малыши редко тренируют движение пальчиков: на одежде есть липучки вместо шнурков и пуговиц (нам, родителям, так удобнее и быстрее). На Игрушках кнопочки...мало кто шьёт и вяжет, вытирает пыль, стирает куклам одежду. Эта смена жизненной ситуации развития детей отразилась и на развитии мелкой моторики, которая ранее незаметно развивалась в быту.
Сейчас же развитие моторики требует специальных упражнений и игр.
Давайте попробуем разобраться в этом сложном деле!
В 70-е годы ХХ века советский физиолог Марионилла Максимовна Кольцова утверждала:
Есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи - такой же, как артикуляционный аппарат. С точки зрения проекция руки есть ещё одна речевая зона мозга
Данный постулат вошёл в отечественную педагогику. Его подтвердили исследованиями и научными экспериментами. Также анатомия мозга показала, что центр, руководящий пальцевой моторикой во время активности стимулирует отвечающий за речь центр Брока.
Существует утверждение: Специальные игры и упражнения - это панацея!
Все пальчиковые игры - это инструмент. Им надо научиться пользоваться. Без обучения нет результата!!
Ученые доказывают, что в раннем возрасте первичным центром речи у детей является отнюдь не центр Брока, а передняя часть поясной извилины, и значит… развитие пальчиков не влияет прямо на развитие ребенка!?
А что же тогда влияет? Лимбическая система – это центр эмоциональной жизни человека! Значит, влияет все-таки в первую очередь общение со взрослым! Ведь мы знаем, как быстро малыши схватывают информацию в состоянии радости и интереса.
Современные исследования показывают, что центры Вернике и Брока, отвечающие за речь и ее понимание созревают к 3-4 году жизни!!! Как раз в то время, когда происходит взрыв речевой активности малыша!
Так что развитие мелкой моторики с раннего детства только положительно скажется на развитии вашего ребёнка!
Существует еще один термин, как "моторное планирование".
Поговорим о нём подробно:
Моторное планирование находится между идеей и совершением действий. Есть автоматические движения, которые не требуют моторного планирования и совершаются привычным способом. А моторное планирование появляется тогда, когда появляется новая задача, когда нужно использовать новый инструмент, когда необходимо в жизни сделать что-то неосвоенное, непривычное.
Известно, что у всех детей с проблемами в развитии именно моторное планирование плохо развито. И именно в этом корень всех бед во многих случаях отставания в развитии. Но как же оно может быть плохо развито, если у малыша дома куча развивающих игрушек для развития мелкой моторики, есть и пирамидки, и шнуровки, и бусы для нанизывания? В чем ответ?
Как мы уже знаем, моторное планирование появляется в случае новых задач, новых непривычных ситуаций, новых материалов, новых действий. Здесь ключевое слово – новый, непривычный! Когда ребенок уже наизусть знает эту свою единственную пирамидку, но много раз ее собирает, даже быстро собирает на радость всем взрослым — это не новое действие! Здесь нет моторного планирования! Когда он играет в одну и ту же шнуровку – это тоже не моторное планирование, а уже почти навык. Ведь такая игрушка уже не является для него новой, а является привычной! Когда он видит много дней одни и те же карточки, с которыми взрослый производит одни и те же действия – здесь тоже нет моторного планирования! А именно моторное планирование обеспечивает развивающее действие упражнений!
Выводы:
- Главный принцип проведения упражнений и игр для развития мелкой моторики: если у малыша это движение быстро и легко получается, то мы его быстро делаем, пропускаем и идем дальше. А вот если упражнение не получается? Тогда мы останавливаемся на нем и отрабатываем данное движение до тех пор, пока движения не станут получаться легко, просто, быстро, красиво, четко. И идем дальше к освоению новых движений.
- Выполняем упражнения 5 минут! Три раза в день! Каждый день, пока оно не станет легким для малыша!
- Не надо на каждый день недели придумывать новое упражнение! Следует отработать одно до идеального выполнения, а потом уже переходить к новому. Именно в это время происходят все важные процессы.