В центре Ембской волости, на возвышенном месте у реки Ембы, стояли два великолепных белых храма.
Местные жители хранят предание о том, как было решено построить церковь. Согласно легенде, на предполагаемое место строительства положили икону, но она «перешла» на гору, где и был возведён храм.
Изначально церковь была деревянной, но в начале XIX века прихожане своими силами построили каменные храмы. Для севера России было характерно иметь на погосте два храма: летний и зимний.
Летний храм, высокий и просторный, был виден за много верст. Он был холодным и неотапливаемым. Зимний храм, пониже и поменьше, отапливался.
Летняя церковь была построена в 1821 году и освящена в честь Живоначальной Троицы. Кроме того, в ней были престолы во имя святого пророка Илии, преподобных Зосимы и Савватия Соловецких чудотворцев и во имя Всех Святых.
Рядом находился тёплый зимний храм, освящённый в честь Святителя Николая чудотворца, который считался небесным покровителем нашей волости.
Летняя церковь, разрушенная позже, чем Никольский храм, лучше сохранилась в памяти местных жителей. По воспоминаниям старожилов, такой большой и красивой церкви в округе больше не было.
Стены были выложены из красного кирпича и отштукатурены. Внутри храма они были украшены изумительными росписями. Даже когда в 30-40-х годах остались лишь стены, а кровля была разобрана, ни снег, ни дождь не могли стереть яркие краски!
Свежесть и яркость этих красок до сих пор сохраняются в памяти старожилов. Купола церкви были позолочены, а колокольню венчал позолоченный крест, который было видно за десять верст.
На колокольню вела винтовая лестница, «очень узкая, вдвоём едва разойдешься, темно – окон не было, до первой площадки лестница из кирпича была, а к колоколам по деревянным ступеням поднимались».
Красивый колокольный звон был слышен более чем за пятнадцать верст. Самый крупный колокол весил шестьдесят пудов, а его гранёный железный язык – восемь пудов.
Кладбище и храмы были обнесены железной оградой, установленной на кирпичном фундаменте. Возле церкви стояла кирпичная сторожка.
Приход был довольно большим: по данным на 1909 год, в него входило около 34 деревень. В воскресные и праздничные дни в храмах собиралось до тысячи человек. Особенно многолюдно было на Троицу — престольный праздник, когда все шли на службу, а затем на кладбище, чтобы почтить память усопших.
В Духов день, следующий за Троицей, устраивалась ярмарка. Через дорогу напротив церкви на специально обустроенных деревянных настилах шла бойкая торговля пивом, мукой-крупчаткой, пряниками, калачами и другими многочисленными товарами. Это были дни всеобщего гуляния.
Кроме того, в каждой деревне был свой «обещанный» праздник:
Деревня Погорелка — в день Троицы вечером и 14 октября.
Деревня Ожигинская — 13 июня.
Деревня Патракеевская — 20 июня. Деревня Мишутинская — 26 июня.
Деревня Матвеевская — 29 июня и 19 августа. Деревня Дубровинская — 14 августа и 27 сентября.
Деревня Чеченинская — 18 августа. Деревня Ивонинская — 20 августа.
Деревни Алферьевская, Лощинская, Есинская, Тимонинская, Глазуновская — 9 июля (Тихвинская икона Божьей Матери) и 31 августа-1 сентября («Флоров день»). Деревня Климовская — 21 сентября («Богородская»).
Деревня Лукьяновская — 10 октября («Савватиев»). Деревня Доровиха — 10 октября («Савватиев»).
Деревня Горка — 4 ноября («Казанская»). Деревня Некрасовская — 21 ноября («Михайлов день»).
- Деревня Исаково — 19 декабря («Никола»).
Как правило, возникновение этих праздников было связано с избавлением от болезней людей, скота или какой-то другой напасти.
Память об этих праздниках жива, но отмечаются они по-другому. Раньше в обещанный день в деревню приходил священник, служил молебен и заходил в каждый дом, окропляя его святой водой.
В середине 30-х годов XX века люди в страхе закрывали свои дома, чтобы священник не мог зайти внутрь — наступило страшное безбожное время. Комсомольцы доставали иконы из материнских сундуков и топтали их, а один пожилой человек сейчас кается, говоря: «Не могу себе простить».
Некоторые люди изготавливали из храмовых деревянных икон столешницы для столов и продавали их. Даже в школе в 1935–1937 годах на уроках труда в мастерской учеников заставляли строгать храмовые иконы под столешницы. Шестиклассницы плакали: «Не станем строгать! Это грех». А учитель успокаивал их: «Грех не на вас, на мне».
Шестиклассница Аня всё же принесла домой два личика. Её мама причитала: «Ой-ой, что делаете?» Аня ответила: «Мама, нас заставляют. Говорят, грех не на нас». Мама поставила деревянные обрезочки с образами под стекло и поместила в красный угол.
Впоследствии мастерская, которая была пристроена к школе, первой загорелась от молнии.
Благочестивые христиане сохраняли иконы из храмов и часовен в своих домах. Храмовая икона «Скоропослушница» находится в деревне Патракеевская на чердаке одного из домов, а когда-то она стояла в горнице. Люди приходили к святой иконе молиться и приносили обеты: материю, полотенца.
Особо почиталась храмовая икона Тихвинский образ Божией Матери. Она находилась в деревне Лощинская у одной молитвенницы в горнице. К этой иконе люди разного возраста, молодые и старые, шли отовсюду. Приходили даже из дальних деревень, за двенадцать верст. С вечера шли с пожертвованиями, несли «оветы», всю ночь молились и уходили под утро.
По воспоминаниям старожилов, раньше люди много трудились, с утренней зорьки до вечерней зари. Труд был тяжёлый, но, видимо, с Божией помощью труженики не бедствовали. А те, кто ленился трудиться и молиться, жили в бедности. Именно они, бедняки, удалившиеся от Бога, потерявшие связь с Ним, лишенные благодати Божией, были зачинщиками растаскивания церковного добра. Их, как говорят бабушки, «давно-передавно нет на белом свете».
Те, у кого поднялась рука на красоту и святое, не имели счастья в жизни, «не было счастья ни им, ни их детям». Бабушки в один голос говорят: «Господь наказал, болезни, жизнь наперекосяк, ранняя смерть». Память людская хранит предостережение будущим поколениям, передавая истории о том, как сложилась жизнь тех, кто участвовал в разрушении святынь.
Разрушение храмов началось с середины 30-х годов XX века. В 1935 году спускали колокола, предварительно собрав подписи жителей. Как вспоминает В.Н. Соколов: «Поставишь подпись — денежку дадут», то есть властью использовались методы как устрашения, так и подкупа.
«Иконы и утварь, имеющие материальную ценность, власти забрали якобы в пользу государства». Советская власть всё более и более утверждалась. Находились те, кто хотел выслужиться перед властью, в основном из деревенской бедноты. Это они ломали и несли, что могли: железо и кирпич с церковной ограды, оконные рамы, церковные ризы и др.
А стены храмов с сохранившейся на удивление росписью стояли до 50-х годов XX века. Затем сельсовет продал церковные кирпичи на мастерские. Под руководством Шишовой (М.И. —?) заведующей МТС из Нижних Слобод, с помощью тяжелой техники храм был разрушен, превращён в огромные кучи кирпича. Так красивейший храм исчез с лица земли. Церковный кирпич пошёл на строительство мастерских и гаража в Нижних Слободах и для печей местных жителей. Этот кирпич оказался настолько качественным, что служит людям до сих пор.
В начале XX века на территории округа было расположено не менее семи часовен. До наших дней сохранились лишь две из них, одна из которых была перенесена на место летней церкви в середине 1990-х годов.
В центре деревни Лощинская на возвышенном месте стояла прекрасная деревянная Тихвинская часовня, обшитая досками. Жители деревни возвели её на месте старого амбара, и строительство осуществлялось поэтапно. Часовню окружала железная ограда, укреплённая на четырёх валунах. На второй этаж вела узкая лестница, а над куполом возвышался светлый нержавеющий крест. Когда часовня сгорела, крест был установлен на её месте.
Построенная в конце XIX века, эта часовня была прекрасно видна со всех улиц деревни и доминировала над жилой застройкой. В предвоенные и послевоенные годы она использовалась как склад для хранения колхозного зерна. Росписи оставались нетронутыми, пока в 1970-е годы до них не добрались охотники за иконами. 27 июня 1990 года часовня была уничтожена пожаром, возникшим из-за детской шалости.
В деревне Дубровинская изначально стояла маленькая часовня на берегу реки. Когда старая часовня была уже разобрана, одному мальчику, чей дом находился рядом с бывшей часовней, приснился сон, что в крапиве лежит икона, и её нужно забрать. Он рассказал о своём сне матери, и она отправила его искать икону. В зарослях крапивы действительно оказалась та самая икона, которую он видел во сне. Эта икона до сих пор хранится в доме Виноградовой А.С. Её название «Происхождение Честнаго и Животворящего Креста Господня» указывает на «обещанный» праздник деревни.
Новая часовня была построена «по обещанию» в центре Дубровинской, на сельской площади, образованной тремя улицами. Она имела типичную для деревянного зодчества русского Севера «круглую» форму, в её основе лежал сруб с восемью углами. Внутри этой часовни, так же как и в часовнях Лощинской и Погорелки, была роспись на полотне, выполненная местным художником и иконописцем Акиндином Трухановым. Его дом стоял рядом с часовней.
В 30-е годы XX века часовня использовалась под склад, а в середине 90-х годов по благословению Владыки была перенесена на место, где когда-то стояла летняя Ембская Николаевская церковь.