Крым -уже не Украина и давно не Крымское ханство. Но хорошо бы ему стать Италией.

204 прочитали

Крыму не повезло с сохранностью исторических артефактов. А ведь каждый метр его земли, словно гильзами поле после ожесточённого боя, насыщен невероятным количеством бесценных осколков или развалин прошлого, не говоря уж о том, что почти каждая скала или валун - это фактически алмаз, который не надо гранить, а просто достаточно оставить на своём месте. Я молчу о скифах или греках: исторические артефакты более близкого нам Крымско-татарского периода теряются и находятся в забвении. А уж природные свидетельства древних времён  уничтожаются просто постоянно. Причём это делают по недомыслию обычные местные жители… 

Развалины мечети Биюк-Ламбат. Это на фото романтичный ракурс: вокруг вплотную прижаты сараи и заборы жителей Малого Маяка.
Развалины мечети Биюк-Ламбат. Это на фото романтичный ракурс: вокруг вплотную прижаты сараи и заборы жителей Малого Маяка.

Типичный посёлок южного берега Крыма - Малый Маяк, указатель на который видит каждый, кто едет вдоль моря с востока крымского побережья на запад и обратно, не имеет славы вроде уюта Гурзуфа, можжевелового воздуха Симеиза, дворца Алупки или соседних с ним Партенита с парком Айвазовского и даже Утеса с его тяжелым наследием «незалежности» - комплекса отелей «Санта-Барбары», который некоторые сравнивают с Италией. 

Аккуратное, но ничем не примечательное в целом  селение  с торчащими среди разного достатка сельских домов свечками панельных девятиэтажек с крышами жуткого синего цвета, построенными в своё время для работников соседнего Шархинского карьера.  

Многоэтажки Малого Маяка
Многоэтажки Малого Маяка

Местные жители - либо послевоенные переселенцы еще Союзных времён из РСФСР и УССР для обслуживания виноградников совхоза «Таврида» и работы на Шархинском карьере, либо российские покупатели недвижимости после 2014 года. Местный батюшка из храма иконы Иверской Божьей матери сетовал, что, мол, прихожан мало, ведь переселяли сюда после 1944 года по разнарядке, из колхозов, так кого сюда колхоз отдавал? Точно не самых лучших работников, старались пьяниц и лентяев спихнуть. Потом, когда в 60-70 х годах прошлого века карьер расширялся, для привлечения туда работников, в посёлке стали строить жилье, и  сюда снова приехало много новых людей, причём явно не служителей муз и науки, а простых работяг-атеистов. В общем, всё это не могло не отразится на общей атмосфере Малого Маяка, ставшим заурядным советским населенным пунктов, коих тысячи. 

Центральная площадь Малого Маяка
Центральная площадь Малого Маяка

Ещё летом, когда зелень прикрывает срам и нищету частных заборов, Малый Маяк вполне себе внешне удобоварим, но зимой в нем бывает так неприглядно, что если бы не центральный сквер и улицы,  обсаженные кипарисами и атласскими кедрами, а также не виды на море, виноградники и горы, открывающиеся со многих  точек, в Малом Маяке было бы совсем тоскливо. Достопримечательностей вроде  дворца Гагариной или дворца Карасан, которые стоят всего в паре километров от него, в нём нет, до моря надо долго спускаться/подниматься по крутому серпантину, увеселительных  заведений, ресторанов и даже кафе также нет и в помине. Нарядные и респектабельные  курортники не водятся  даже в сезон, лоск и гламур отсутствует от слова «совсем». В общем, место на любителя. 

Уголок Малого Маяка
Уголок Малого Маяка

Собственно, все путеводители, помимо неизменного упоминания, что в византийские времена  это был греческий Лампас-Лампад, а потом  - татарское село Биюк-Ламбат (БОЛЬШОЙ Маяк) переименованный после 1944 года по неизвестной причине в Маяк МАЛЫЙ, кокетливо отмечают, что этот посёлок, конечно, курортный, но он -  «только для любителей спокойного и недорогого отдыха не у первой линии моря в частном секторе». То есть это означает, что отдых в посёлке скучен, дёшев и сердит. Это подтверждается  наличием в Маяке массы помещений «под сдачу» как эконом-класса, так и нескольких якобы «роскошных» вилл, отделанных и обставленных по понятиям о прекрасном в 90-е годы, а также пяти-шести продуктовых магазинов, в одном из которых есть свой винный отдел  и целых двух сугубо алкогольных магазина с весьма шмурдячным ассортиментом.

Улица в Малом Маяке
Улица в Малом Маяке

Оговорюсь: я сам не просто люблю место, где расположен Малый Маяк, я считаю его одним из лучших на ЮБК. Конечно, не сам посёлок в целом в его нынешнем обличии, а именно местность. Но факт остаётся фактом: на сегодня это хоть и достаточно ухоженное и любимое своими жителями поселение, но до прелестей, например, Гурзуфа, ему как до Луны. Но сейчас не это хочу обсудить. 

Один из панорамных видов с улицы в Малом Маяке.
Один из панорамных видов с улицы в Малом Маяке.

Недавно на сайте, посвящённому крымско-татарской культуре, с удивлением узнал, что вышеописанное  положение дел было не всегда. В позапрошлом и даже в начале прошлого века, Биюк-Ламбат (или Буюк-Ламбат) был чрезвычайно колоритным  крымско-татарским городком со славившимися на всю округу  ремесленниками, лавками  с разнообразным товаром и бурной жизнью. В нем было даже несколько кофеен, ведь непосредственно через него проходила фактически единственная крупная  дорога  южного берега. Но сейчас тоже не об этом.

Мало кто знает, но в Малом Маяке, оказывается, ещё остались достопримечательные  осколки  былых времён и сейчас расскажу об одном из них. 

Как в Алуште - среди почти сараев - стоит средневековая крепостная башня, которую ещё надо поискать, чтобы увидеть, так и в Малом Маяке, среди невнятной и убогой застройки, стоит достаточная  большая даже по современным меркам старинная мечеть. Вернее, то, что от неё осталось  - сложенные из отесанного с лицевой стороны серого камня четыре стены с полукруглым основанием  углового минарета. 

Дверь и окна заварены металлическими листами, внутрь попасть нельзя, съемка с дрона показала наличие раскидистых деревьев внутри. Мечеть надёжно спрятана за неким длинным домом, в низине, и если не знать, что там она есть, никогда туда даже случайно не спустишься. Грустное, но величественное и живописное зрелище на частичку  прежнего Биюк-Ламбата. Думаю, лучше всяких слов будут фото развалин мечети. 

Вход в бывшую мечеть Биюк-Ламбата
Вход в бывшую мечеть Биюк-Ламбата
Основание углового минарета мечети
Основание углового минарета мечети
Вид на внутреннюю часть мечети с коптера
Вид на внутреннюю часть мечети с коптера

Мои попытки найти в интернете информацию о дате постройки, названии мечети, о ее изначальном внешнем и внутреннем виде натолкнулись на ее полное отсутствие. Максимум, что удалось узнать это то, что эта мечеть была построена взамен более древней, которая развалилась от старости.

А теперь о главном.

Глядя на эти стены, увитые плющом, в своём романтизме так резко контрастирующие с окружающей непритязательностью  современных строений, подумалось вот о чем. 

Мне, как представителю титульной нации России, считающему, что «Крым - это Россия» и его территория безоговорочно принадлежит русскому государству, очень хотелось бы, причём, именно как настоящему русскому, уважительно относящемуся к иным культурам и народам, чтобы ЛЮБАЯ память о прошлом сохранялась и береглась. 

При этом лично я, русский (не столько по нации, сколько по сознанию), не чувствую вины перед коренным населением Крыма ни за Екатерининские времена , ни за Сталинские (хотя разве не ирония, что Екатерина - немка, а Сталин - грузин, но «виноваты» все равно русские, потому что и Августа-Фредерика и Коба стали ментально русскими правителями), когда в 18-ом веке часть жителей выселили в другие земли России или вынудили уехать за ее пределы, опасаясь их недовольства в связи с присоединением к России , а в 1944 году с особым цинизмом депортировали всех крымских татар, мотивировав это тем, что часть из них сотрудничала с оккупантами. Бесспорно, это трагедия каждого конкретного человека или конкретной семьи. Да, мотив действий власти и 18-го века и века 20-го мне ясен и хотя его не могу оправдать, но могу  понять логику. Однако, от этого понимания  все равно у меня не исчезнет сочувствие личной трагедия каждого из депортированных. 

Но я категорически не буду каяться за чужие грехи и вставать на колени в стиле BLM перед крымскими татарами тем более, что, положа руку на сердце, я не могу  однозначно осуждать выселивших их правителей, ведь хотя они и были жестокими, но  они исходили из принципа защиты моей страны, а значит, и моих интересов. 

Но вот сохранять любые свидетельства истории, как радостные так и трагичные, я чувствую  своей если не обязанностью, то велением души. Ведь знание истории помогает избежать роковых ошибок и трагедий. 

Именно поэтому постараюсь постепенно  собрать в этом блоге свидетельства прошлой жизни Малого Маяка, ставшего мне таким же близким, как родные арбатские переулки Москвы и, главное, - максимально сохранить любые частички прошлой жизни этого крымского местечка. 

По обыкновению, расскажу , что уже на практике  сделал в этом направлении. 

Рядом с нашим домом, который мы купили в 2019 году, на склоне, ещё в 90-х годах прошлого века, были нарезаны земельные участки под дачи/огороды для местных жителей. В целом это было сделано совершенно без учета исторического наследия. Древние камни, помнящие первобытных людей или, например, подпорные стенки террас под сады, выложенные в незапамятные времена камнями без скрепляющего раствора, оказались отведёнными под ИЖС. О том, что там ещё растет какая-то краснокнижная   флора, тоже особо не думали: картошка, укроп или инжир более полезны для населения, чем жёлуди крымского кучерявого  дуба или орешки фисташки туполистной. Так вот, на соседнем с нами совершенно запущенном и заросшем колючками участке , выставленном на продажу , я заметил огромные валуны причудливой формы, покрытые толстым слоем лишайника и остатки старого жёлоба-водовода, выложенного точно подогнанными друг к другу кусками диабаза, по которому в период весенних паводков весело журчит ручей. 

Ещё полгода назад здесь не то что дороги и подпорной стенки  не было, это был живописный склон, поросший дубами и травой.
Ещё полгода назад здесь не то что дороги и подпорной стенки не было, это был живописный склон, поросший дубами и травой.

А вокруг, как на фото выше, - всё больше строек новых вилл, домов и сараев под жилье и сдачу. Нещадно засыпаются овраги, вырубаются дубово-фисташковые рощи и бетонируются склоны. А ведь мы в своё время купили свой участок именно из-за потрясающего вида на море, горы и виноградники, устроенные ещё Раевскими. И ладно бы уже нам просто грозило смотреть, как многим в Крыму, на соседские крыши, заборы и бассейны, но сам Крым рисковал лишиться еще одной части своей и так уже катастрофически покромсанной истории как природной, так и людской. Пример такого  варварского уничтожения природного наследия  у меня постоянно перед глазами: в конце 20-го века в Утёсе , где на месте фантастически красивого берега, образованного валунами Кучук-Ламбатского каменного хаоса, и сравнимого разве что с красотами берега у мыса Фиолент, выросла вонючая отрыжка 90-х годов - невероятно шалманистая, но зато такая популярная у отдыхающих «Санта-Барбара», называемая  с чьей-то легкой руки «кусочком Италии» (конечно, если судить только по фото в Инстаграм, то да, издалека оно смахивает на городки Чинква-Терры, но когда находишься  внутри Санта-Барбары в реальности - это печаль… ладно, не буду развивать эту тему). 

Санта-Барбара в Утёсе, от мыса Плака в направлении мыса Карабах. Первое попавшееся фото из Инстаграм пользователя @rusmov.
Санта-Барбара в Утёсе, от мыса Плака в направлении мыса Карабах. Первое попавшееся фото из Инстаграм пользователя @rusmov.
Один из городков Чинква-Терры на Лигурийском побережье Италии (фото из личного архива)
Один из городков Чинква-Терры на Лигурийском побережье Италии (фото из личного архива)
Уцелевшая часть берега у Кучук-Ламбатского Хаоса. А лет 40 назад таким был весь берег от мыса Плака до мыса Карабах. За моей спиной - бетон и вонь Санта-Барбары, симпатичной только на картинках.
Уцелевшая часть берега у Кучук-Ламбатского Хаоса. А лет 40 назад таким был весь берег от мыса Плака до мыса Карабах. За моей спиной - бетон и вонь Санта-Барбары, симпатичной только на картинках.

И хотя насущной необходимости в покупке лишней земли у нас не было, все же мы приобрели  смежные участки с целью привести их в порядок и  сохранить хотя бы часть Крымской истории в виде уникальных колоссальных валунов, каменного арыка, и даже обнявшихся по спирали и сросшихся в одно целое фисташки и дуба, пока их не закатали в бетон и не срыли экскаватором под очередной псевдоитальянский «домик под сдачу» люди, которые не думают от таких мелочах,  как История. 

Понимаю, не у всех есть возможность беречь исторические артефакты  так , как это сделала наша семья, но призываю тех, кто имеет возможность купить землю в Крыму и построить дом, обустраивать свою среду обитания  максимально бережно к природе и историческому наследию полуострова. В конце концов, ваша земля в перспективе будет цениться ещё больше только потому, что на ней вы сохранили природный ландшафт, реликтовое  дерево или древний камень. 

Один из древних валунов «Голова бандита» на моем участке у дома (вид в профиль)
Один из древних валунов «Голова бандита» на моем участке у дома (вид в профиль)
Один из древних валунов «Голова бандита» на моем участке у дома (вид в анфас)
Один из древних валунов «Голова бандита» на моем участке у дома (вид в анфас)

Крым, конечно, не Украина и не Турция, это - Россия. Но хорошо бы ему стать Италией. Не в территориальном смысле и не в смысле строений в «средиземноморском» духе, а в смысле бережного отношения к  Истории. Поймите, Италия так ценится не потому что там домики цветные, как в Крымской Санта-Барбаре, а потому что люди в этих домиках оберегают Историю  своей страны и каждый ее камень. 

PS Был бы крайне признателен, если дочитавшие до конца, дали бы свой вариант названия валуна, похожего на человеческую голову. Я условно назвал его «Головой бандита», но мне это название не нравится. Также буду рад положительным и отрицательным комментариями, мнениям и суждениям о затронутой мною теме.