Рассказываем о создателе дебаркадера Киевского вокзала и первой в мире гиперболоидной башни
Человек-фабрика
Такое прозвище Владимир Шухов получил за потрясающую работоспособность. Родился он в Курской губернии в 1853 году, но вскоре его семья переехала в Санкт-Петербург. Будущий знаменитый инженер окончил Пятую петербургскую гимназию, по ходу дела придумав новое доказательство теоремы Пифагора.
Продолжать учёбу Владимир Шухов поехал в Москву, там он поступил в Московское императорское техническое училище (ныне МГТУ имени Баумана). Во время обучения, в 1874 году, усердный ученик создал паровую форсунку для сжигания жидкого топлива. Это изобретение с успехом использовали в паровых котлах "Конторы инженера Бари", где впоследствии работал Шухов.
Окончив училище с золотой медалью, Владимир Григорьевич отверг все предложения заниматься теоретическими исследованиями. Он отправился в США для знакомства с достижениями американской промышленности и последними техническими разработками.
Нефтяные открытия
После штатов Шухов вернулся в Петербург и начал проектировать паровозные депо на Варшавско-Венской железной дороге. Но скоро Александр Бари из "Конторы" позвал его в Баку, где активно развивалось нефтяное дело.
Там молодой инженер сумел в полной мере проявить свои изобретательские таланты: он спроектировал первый в России нефтепровод и разработал цилиндрические резервуары для хранения нефти. А самое главное — в 1891 году придумал установку непрерывного термического крекинга нефти, позволяющую расщеплять её на разные продукты.
Другие инженерные открытия Шухова
В это же время Владимир Шухов увлёкся созданием металлических конструкций. Для Всероссийской художественно-промышленной выставки 1896 года в Нижнем Новгороде инженер создал павильоны с перекрытиями в виде сетчатых оболочек. И на той же самой выставке Шухов представил первую в мире башню-гиперболоид: красивую, прочную и дешёвую конструкцию. Это был фурор!
После окончания выставки Владимир Шухов работал над многими конструкциями сетчатых оболочек для самых разных сооружений.
Если вы хоть раз приезжали на Киевский вокзал, то точно видели один из его проектов — дебаркадер. Он состоит из трёхшарнирных арок с двумя шарнирами в основании и одним — по центру. До создания дебаркадера подобные конструкции собирали в проектном положении, то есть сначала рабочие ставили леса, а затем строили арки. Владимир Шухов придумал собирать их иначе, на земле, и только после этого поднимать и соединять. Это заметно ускорило процесс: ранее такие работы отняли бы порядка полутора лет, а дебаркадер на Киевском вокзале собрали за три месяца. К сожалению, до наших дней дошли лишь четыре арки, собранные при Шухове, остальные заменили при реконструкции.
Непростые годы
После революции для инженера наступили непростые времена. Завод Александра Бари национализировали, а самого Шухова выселили из особняка, где он жил. В 1920 году умер его младший сын, затем мать, а следом — жена, с которой Владимир Григорьевич воспитал пятерых детей.
Несмотря на всё это, Шухов не бросал работу и продолжал создавать многочисленные проекты. Именно в это время он спроектировал своё самое известное сооружение — радиобашню на Шаболовке в Москве, построенную в 1919–1922 годах.
В 1929 году Шухов получил Ленинскую премию, а через три года — звезду Героя труда. Тогда же он стал членом-корреспондентом Академии наук, а позже — её почётным академиком. До самой смерти этот удивительный "человек-фабрика" не переставал работать. Умер Владимир Шухов в 1939 году.