Найти в Дзене
Юлия Варенцова

Заставить зрителей "рыдать, а не умиляться" – вот какую задачу ставит себе Ге, изображая "страсти Христовы"

Оглавление

Глава: Распятие 1892
Глава: Распятие 1892

Десять лет жизни уходит у Николая Ге, чтобы написать смерть Христа. Он целыми днями, снова и снова воспроизводит на полотне этот сюжет. Окончательной станет лишь 19-я версия картины.

Художник пишет с натуры. Прямо в мастерской установлен крест, с петлями для рук и перекладиной для ног. Он считает, что натурщики должны мучиться, почти как Христос, и даже сам восходит на крест. Удивительные фотографии обнажённого старика Ге на кресте сохранились до сих пор.

Татьяна Карпова, доктор искусствоведения, Государственная Третьяковская Галерея:

Уже на излёте своей земной жизни Ге пережил необычайный творческий подъём, очень мощный. И когда как его товарищи, с которыми он начинал, с которыми он создавал Товарищество передвижных художественных выставок, переживают в эти годы глубокий кризис, сходят постепенно с арены художественной жизни, он прорывается каким-то невиданным откровениям будущего искусства, искусства 20-го века.

Заставить зрителей "рыдать, а не умиляться" – вот какую задачу ставит себе Ге, изображая "страсти Христовы" и показывает Спасителя на кресте абсолютно бескомпромиссно.

Он ставит себе задачу: растопить сердца своих современников, которые должны увидеть и почувствовать то, что Христос претерпел физические страдания. Как верующий человек, Ге хочет донести боль, которую Спаситель претерпел ради людей, он хочет разбудить обывателей.

Свою последнюю большую картину, "Распятие", Ге сам везет на выставку передвижников в Петербург – через Ясную Поляну. Лев Толстой, обливаясь слезами, скажет: "Так оно все и было". Но вердикт главного цензора – царя – на этот раз еще беспощадней: "Это бойня!" В первый же день картина будет снята с выставки и попадет под запрет. В Третьяковской галерее ее будут хранить в отдельном помещении, за закрытой занавесью. Публика сможет увидеть "Распятие" Николая Ге лишь когда оно покинет Россию – на выставке в Париже в 1903-м году.

Анна Флорковская, кандидат искусствоведения:

Как это ни парадоксально, но мне кажется его работы последние, они до сих пор вызывают споры. Я считала, что Ге - религиозный художник, и когда я в «Орсе» увидела, что «Распятие» Ге висит в зале с надписью «натурализм», меня это вначале удивило, а потом я поняла, что так оно и должно быть.

До конца своих дней Ге экспериментирует у мольберта, шокируя современников, - и прокладывая дорогу потомкам. В свете нового художественного языка следующего века Николай Ге станет "вестником экспрессионизма".

Из книги "Передвижники. Художники-передвижники и самые важные картины конца XIX – начала XX века":

https://www.labirint.ru/books/740206