Найти в Дзене
Лев Труфанов

Как я был автослесарем на производственной практике

фото из интернета
фото из интернета

Зимой 84 года я и двое моих товарищей на два месяца были направлены в автоколонну для прохождении производственной практики. Учился я в училище по профессии водитель-автослесарь поэтому для приобретения необходимых навыков нужна была практика. Основная масса наших одногрупников была отправлена в автобазу и только нас троих наш мастер устроил в автоколонну поближе к дому, а староста нашей группы и вовсе жил в двух шагах. В Ноябре ушедшего года ему уже исполнилось 18, когда мы были летом на уборке яблок, он съездил домой по тихому женился и как ни в чём не бывало вернулся к нам, потом мы узнали что он женился по залёту и в марте у него должен был родиться ребёнок. Третий наш товарищ был моим одноклассником с которым я учился в 9 и 10 классе. Автоколонна в основном выполняла перевозки строительных грузов, состояла из нескольких отрядов, но был и один отряд дальнобойщиков на 504 МАЗах с полуприцепами на тентах которых была надпись "Совтрансавто" в остальных отрядах были ЗиЛы, КАМАЗы, КРАЗы даже КАЗы, которые в по простому звали "Шкодёнки" из за внешнего сходства кабины, с кабиной Шкоды, на этом сходство кончалось, КАЗ был самой проблемной машиной в СССР, сказывалось качество сборки, а по слухам в Кутаиси шли некондиционные комплектующие с завода Лихачёва, то есть с ЗиЛа и видно слухи были достоверными. Каждого из нас закрепили за автослесарем, который должен был научить нас ремонтировать грузовики, я достался бригадиру автослесарей по кличке "Плетень". Его бригада занималась ремонтом ТО-2. В ремонт входило смена масла в двигателе, замена тормозных колодок, проверка рулевых тяг, проверка ступичных подшипников, разборка и ремонт рессор, а на редукторных мостах разборка бортовых передач с промывкой и дефектовкой подшипников. Примерно через неделю мы уже освоили все операции и уже самостоятельно проводили ТО. В то время уже были средства малой механизации для ремонта пневмо и электрогайковёрты, которыми мы раскручивали гайки полуосей и ботовые передачи. В феврале ударили крепкие морозы, а для того чтоб проверить подшипники их надо было промыть от смазки и только тогда можно было увидеть есть или нет раковины на роликах, проблема была в том ,что мыть можно было в ведре с соляркой, а если КАМАЗ утром заезжал на яму, то и солярка в баке была под минус 20 и как вы понимаете промыть при такой температуре не отморозив руки было не возможно, а ждать когда солярка прогреется времени не было на один грузовик давался один рабочий день. Русские люди находят выход из любой ситуации и нам сказали чтобы подогреть солярку надо было взять отбракованный ступичный подшипник, раскалить его до красна в кузнице, которая была в соседнем цеху и бросить в ведро с соляркой, она закипала и получалась теплая для работы жидкость. В то время на производствах боролись с пьянством и алкоголизмом и в нашей бригаде были пара водителей которых на два месяца перевели в автослесаря, так как на утреннем медосмотре они попались с запахом алкоголя. Им снова пригодилась русская смекалка, как известно на КАМАЗах была система очистки воздуха от конденсата в который был бачок для заливки спирта и как раз при ТО-2 спирт надо менять, так вот по договорённости с водителем бачок снимали , сливали остатки спирта, промывали бачок, прикручивали на место и вызывали кладовщицу со спиртом. Она приходила , заливала спирт, водитель расписывался в ведомости за получение и кладовщица со спокойной душой удалялась, а дальше бачок как вы догадались откручивался, спирт выливался и в обед выпивался. Сам я видел это не раз, однако не все водители поддавались на уговоры, в основном камазисты отказывались сливать спирт чтоб не стать на трассе с перемёрзнувшими тормозами.

Практика шла своим чередом, мы уже освоились со своими обязанностями и довольно не плохо знали все ньюансы обслуживания грузовиков. Запомнился эпизод с обслуживанием МАЗа, я разобрал бортовую передачу и обратил внимание на мелкие раковины на роликах, показал "Плетню", но он сказал ничего страшного, собирай назад и это слышали ещё двое, и когда через неделю МАЗ вернулся с хрустом в бортовой передаче, то "Плетень" хотел было меня обвинить в поломке, но за меня вступились те двое, которые слышали наш разговор и все претензия в мой адрес были сняты. Периодически к нам приезжал мастер- наставник нашей группы и узнавал как мы работаем и иногда брал нас на учебное вождение. Нас молодых в то время поражало как водителям удавалось задом загонять ЗиЛы и КАМАЗы с прицепом на открытую яму!!! В очередной раз я удивился когда на яму задом заехал ЗиЛ с прицепом и из кабины вышел бывший наш автослесарь , отстранённый на два месяца за остаточные алкогольные явления. В один из дней заехал на ТО-2 МАЗ 504 которому из наше средней полосы предстояло поездка в Красноярск, по географии в школе у меня была пятёрка и для меня молодого пацана поездка туда была наверное равносильна полёту на Луну, но водитель помогал мне с ремонтом и особо не волновался для него это была рутина, многие "шаланды" которые эксплуатировались в автоколонне (полуприцепы) выпускались в Красноярске и их оттуда привозили погрузив сверху водители с отряда дальнобойщиков для нас они были как с отряда космонавтов!

Зима подходила к концу, в сильные морозы в мастерской было довольно таки прохладно, особенно утром когда грузовики заезжали на ТО, в свободное от ремонта время я ходил греться на кузню, но она была не большая, а желающих погреться много и нас попросту выгоняли, чтоб мы не мешали кузнецу, и тогда я забирался по лестнице под потолок мастерской, где находился отопитель дающий тепловую завесу для ворот и там грелся. В последней декаде марта у нашего старосты группы родилась дочь, как полагается в этих случаях предстояло это дело обмыть. Теперь папа новорожденной по праву мог называться старостой , в нашей группе были уже отслужившие в СА, но детей ни у кого не было. Он сходил в ближайший продмаг, в обед, купил вина и закуски. После работы мы собрались в раздевалке и приступили к мероприятию, в этот момент зашёл бригадир сварщиков, член КПСС и как настоящий коммунист сделал замечание нашим наставникам, что нельзя мол поить молодых на что ему было сказано, что один из нас не такой уже молодой, и что мы решили обмыть его новорожденную ночь, он удивился , но делать было нечего, помещать нам он не решился. С 1 апреля мы приступили к занятиям в стенах училища, учёба продолжалась до середины июня, а затем мы сдали экзамены на ВУ и мне так как я окончил училище с красным дипломом был присвоен повышенный 4 разряд автослесаря, очень пригодились в жизни приобретённые в ходе практики навыки и хитрости ремонта не имею ввиду подмену спирта.

До новых встреч, пишите отзывы, ставьте лайки.