Найти тему
Кирилл Максимов

Советский Ту-134. Предсерийные машины и ранние серийные модификации. Часть 2

По традиции хочу попросить своих читателей ознакомиться с первой частью статьи о Ту-134, если вы вдруг её не видели. Приятного прочтения!

Всего было построено 854 Ту-134 всех модификаций. Из них два прототипа и четыре предсерийных машины. Базовой версии Ту-134А построили 49 экземпляров, плюс еще восемь Ту-134К.

Впоследствии было выпущено 375 Ту-134А/А-3, затем еще 162 Ту-134АК и 45 Ту-134Б/Б-3. Серийный выпуск модификации Ту-134УБЛ составил 78 экземпляров, в том числе один опытный самолет. Дополнительно было построено 120 экземпляров Ту-134Ш.

Серийная версия Ту-134СХ насчитывала девять единиц.
Крупносерийное производство Ту-134 было завершено в 1984 году, но военные и специальные модификации продолжали собираться медленными темпами до 1989 года, когда был выпущен последний Ту-134СХ.

За исключением первого прототипа, все остальные 853 самолета были собраны на Харьковском авиационном заводе. Самый высокий уровень производства был зарегистрирован в 1978 и 1980 годах, когда завод построил 72 Ту-134, а в 1979 году - 71.

-2

Первоначально было решено, что ОКБ Соловьева разработает более мощную версию Д-20, но летом 1965 года от этой идеи отказались и вместо этого начали работу над совершенно новой конструкцией двигателя. Это был Д-30, рассчитанный на 6800 кгс. Подлежало испытанию и хвостовое оперение увеличенной площади, а тем временем второй прототип был представлен на государственные испытания и даже успел дебютировать на международном уровне на Парижском авиасалоне в июне 1965 года.

Из предсерийных образцов только CCCP-65602, впервые поднявшийся в воздух в июле 1966 г., получил новый двигатель Д-30. Вскоре после этого в свой первый полет поднялся четвертый и последний предсерийный самолет CCCP-65603. После добавления увеличенного хвостового оперения первый предсерийный Ту-134 прошел серию испытаний в период с октября 1966 г. по февраль 1967 г. для оценки характеристик сваливания и штопора. После почти четырех лет испытаний и конструктивных изменений окончательные сертификационные испытания были проведены в период с марта по июль 1967 года . Уже в то время, когда они шли, по давней советской практике началось серийное производство Ту-134.

-3

Изменения дизайна носового обтекателя и удлинение фюзеляжа

Базовый вариант был известен просто как Ту-134, без каких-либо других буквенно-цифровых надстроек в его обозначении. Стандартный серийный самолет немного отличался от двух последних предсерийных образцов. Были введены двери большего размера, но самое важное изменение дизайна произошло по запросу экспортных клиентов, которым требовался более современный метеорологический радар. На первых Ту-134 радар располагался под передней частью фюзеляжа и имел крайне узкое поле зрения, а рабочее место штурмана размещалось в застекленной носовой части. Изменение предусматривало исключение штурмана из экипажа, который теперь состоял из трех человек, а метеорологический радар «Гроза-134» был перемещен в нос.

Изменения в носовой части привели к увеличению длины фюзеляжа примерно на 20 сантиметров. Производство базового Ту-134 продолжалось до июня 1970 года и включало в себя VIP-версию под названием Ту-134К.

-4

Первоначальные выводы из эксплуатации Ту-134 показали, что места для багажа было мало, а дальность полета недостаточна. Чтобы исправить эти недостатки, в 1968 году начались работы по проектированию Ту-134А, значительно улучшенной модификации. У него была увеличена максимальная взлетная масса до 47 тонн, а полезная нагрузка увеличилась до 8200 кг. Фюзеляж также был удлинен на 1 метр 82 сантиметра, что позволило увеличить передний багажный отсек и добавить больше сидений. Теперь самолет мог вместить 76 пассажиров в конфигурации салона с высокой плотностью размещения. Вариант также был оснащен новыми двигателями Д-30 серии II, которые были более надежными и снабжены реверсорами тяги, чтобы исключить необходимость в тормозном парашюте.

-5

В 1969 году начались летные испытания двух прототипов Ту-134А, но они сохранили укороченный фюзеляж базовой версии. Первый «настоящий» Ту-134А совершил свой первый полет в июле 1970 года. Он сохранил экипаж из четырех человек, носовая часть все еще была полностью застеклена. После 1971 года было построено несколько Ту-134А в модифицированной конфигурации с метеорологическим радиолокатором «Гроза-134» в носовой части и экипажем из трех человек. Они были примерно на 20 сантиметров длиннее, чем их аналоги с застекленной носовой частью. Данная модификация, была непопулярна в Советском Союзе и производилась только для экспортных клиентов.
Некоторые из Ту-134А для Аэрофлота имели бортовые мультимедиа системы, в том числе компактные телевизоры, прикрепленные к крыше пассажирского салона, но сохранили то же буквенное обозначение.

-6

Ту-134АК был специализированной VIP-прорывной версией Ту-134А, внешне отличавшейся наличием второй пассажирской двери по левому борту, прямо перед двигателем; у самолёта также были складные боковые лестницы. Эта модификация была построена для советских ВВС, глав правительств и некоторых иностранных представителей.
Некоторые Ту-134АК получили улучшенные системы шифрованной дальней связи «Татра» и «Татра-М», что потребовало найма оператора связи, но внешних отличий от предшественника самолет не имеет. Также было два самолета, оснащенных системой связи «Карпаты», отличавшейся длинным обтекателем антенны на хребте.

Ту-134ЛК — это модификация Ту-134АК для подготовки космонавтов, построенная в количестве двух самолётов. Модификации, примененные к этим самолетам, включали дополнительное окно, которое космонавты использовали для тренировки фотографирования земной поверхности.
В 1981 году была выпущена усовершенствованная подверсия Ту-134А-3. Его основным отличием было использование более совершенного двигателя Д-30 серии III с тягой 6900 кгс, который сохранил свои характеристики на больших высотах и ​​в тяжёлых погодных условиях. Максимальная взлетная масса достигла 49 тонн, и наряду с серийным производством значительное количество ранних Ту-134А также было модернизировано до этого нового стандарта в ходе капитального ремонта самолётов, находившихся в эксплуатации.

Не забывайте поддержать канал подпиской и лайком. Я есть на Пульсе. Чем больше вы оставляете обратной связи, тем больше материалов будет в вашей ленте. У меня есть Телеграм и Вконтакте. Там вы найдёте фотографии и новости Московского транспорта. На этом всё, счастливых поездок.