Найти тему

Роль Италии в архитектуре Петербурга

Если говорить о связях культур – русской и итальянской, и в частности – роли Италии в архитектуре Петербурга, а значит, и других городов
России, принимавших столичные импульсы, то нужно было бы посвятить этому целую книгу. В статье назовём вам только самые важные элементы
и по одному-два примера.

ТРИУМФАЛЬНЫЕ АРКИ: слева - Септимия Севера на Римском форуме; справа - Нарвские ворота
ТРИУМФАЛЬНЫЕ АРКИ: слева - Септимия Севера на Римском форуме; справа - Нарвские ворота

I. ИЗЛЮБЛЕННЫЕ РИМЛЯНАМИ ТРИУМФАЛЬНЫЕ АРКИ
В Риме: арка Септимия Севера на Римском форуме, арка Тита, арка императора Константина.
В Петербурге: Нарвские ворота, Московские ворота, арка Главного штаба на Невском, арки Адмиралтейства.

ТРИУМФАЛЬНЫЕ КОЛОННЫ: слева - колонна Траяна; справа - Александрийский столп
ТРИУМФАЛЬНЫЕ КОЛОННЫ: слева - колонна Траяна; справа - Александрийский столп

II. ТРИУМФАЛЬНАЯ КОЛОННА
В Риме - колонна Траяна.
В Петербурге - Александрийский столп.

Слева - Пантеон. Справа - Портик на Сенной
Слева - Пантеон. Справа - Портик на Сенной

III. ПОРТИК
Помните, сколько их в Риме? И у Пантеона, и у каждого храма.
В Петебурге: Портик на Сенной, возле Гостиного двора и еще у очень многих зданий.

Сверху: Римский форум. Снизу: Дворцовая площадь
Сверху: Римский форум. Снизу: Дворцовая площадь

IV. РИМСКИЕ ФОРУМЫ
РИМСКИЕ ФОРУМЫ – площади, на которые собирались римляне, чтобы решать важные для Рима вопросы.
Наши площади – и Дворцовая, и площадь Стачек…

Слева - памятник Гаттамелате; справа - памятник тПетру I у Михайловского замка
Слева - памятник Гаттамелате; справа - памятник тПетру I у Михайловского замка

V. КОННЫЙ МОНУМЕНТ
Прежде всего - КОННЫЙ ПАМЯТНИК МАРКУ АВРЕЛИЮ. Также вспомните памятник Кондотьеру КОЛЛЕОНИ работы Вероккио в Венеции или ГАТТАМЕЛАТЕ Якопо дела Кверча в Падуе. Кстати, прославились эти последние больше своими памятниками, чем делами.
В Петербурге четыре таких замечательных памятника. Во-первых, конечно же, Медный всадник работы скульптора Этьена Мориса Фальконе, Он задумал памятник Петру I как покровителю своей страны – очень похожим на мудрого правителя Марка Аврелия. Второй памятник тоже Петру I.
Он стоит у Михайловского замка и больше похож на памятник Гаттамелате, только еще тяжелее. Третий замечательный памятник – Николаю I работы барона Петра Карловича Клодта. Четвертый – это памятник Александру Ш, который теперь перед Мраморным дворцом стоит. Его Паоло Трубецкой сделал. Огромный и толстый конь стоит – с места не сдвинешь, а на нем такой же огромный человек. Неправдоподобный даже.

Слева - Диоскуры возле обелиска на площади Квиринале. Справа - Диоскуры возле Конногвардейского манежа в Петербурге
Слева - Диоскуры возле обелиска на площади Квиринале. Справа - Диоскуры возле Конногвардейского манежа в Петербурге

VI. ДИОСКУРЫ
В Италии: скульптурные изображения Диоскуров – Кастора и Поллукса, наверху Капитолийской лестницы.
В Петербурге Диоскуры стоят возле Конногвардейского манежа, неподалёку от Исаакиевского собора: копии не тех, что в Риме на Капитолийском холме, а других, что возле обелиска на площади Квиринале. Там, по-видимому, римские копии с греческих оригиналов. А сделанные итальянским скульптором Паоло Трискорни копии с копий вроде и выполнены старательно, а какие-то совсем уж неживые.

Светильник на мосту Пестеля в Санкт-Петербурге
Светильник на мосту Пестеля в Санкт-Петербурге

VII. А еще – римские доспехи и оружие, и ликторские пучки с топориками, и маскароны – головы медузы, наяд и других морских существ можно видеть на решетках и оградах, на зданиях, даже просто на старинных дверях. Cмотрите, на фотографии - светильник на мосту Пестеля. Тут вам и римский орел на лавровом венке, и арматура. Полный комплект. И фонтаны, напоминающие итальянские. Да куда ни брось взгляд в историческом центре города – обязательно что-нибудь знакомое по Италии найдете.

Н.Я.