Найти в Дзене

Возвращение в Авиацию - АТСК - Ан-2

Пора заняться Ан-2, он у нас после ремонта, который только в прошлом году сделали на авиаремзаводе в Шахтах. Шахты, это Россия, но пока границы ещё толком не работают, поэтому с завода самолёт прилетел без всяких прибамбасов, вроде пересечения границы. Все эти детали мне рассказывает Володя, как и то, что деньги на ремонт выделили спонсоры, появилось такое новомодное слов. Есть любители авиации по соседству. Директор васильевского хлебозавода, директор михайловского автохозяйства, мэр Михайловки помогли собрать нужную сумму.

Надо чаще бывать на аэродроме, Володин Запорожец что-то хандрит, переходим на УАЗик. У него свои особенности, - при движении сильно рычит и трясётся, больше шестидесяти не едет и жрёт бензин немеряно. Но, пока выбора нет. Казак "подшаманил" УАЗ, насколько это можно, и мы стали на нём ездить в Васильевку.

Стали оставаться ночевать на аэродроме, но холодно. Казак поставил в помещении буржуйку, которая нещадно дымит и дует из щелей в форточке, куда уходит труба. Нет, думаю, так не пойдёт, надо делать печку. Нашёл на территории какую-то яму, обложенную кирпичом, этот кирпич и пошёл на печку. Казак нашёл печника и через несколько дней мы уже ночевали в тепле.

Задумались за ВЛК, и для летания, и для парашютных прыжков надо проходить медицину. Володя раньше проходил в Широком, но там сейчас не понятно. Обратились в запорожский госпиталь, там удивились тому, что мы существуют, но согласились проводить нам ВЛК. Теперь в АТСК нужно иметь своего врача. Этот вопрос тоже решили. У Миши Пузанова жена хоть и стоматолог, но всё равно – врач. Будет нашим клубным врачом.

Решили отгазовать Ан-2, надо ведь поддерживать его в надлежащем состоянии в свете предстоящих задач.

Выбрали день, приехали на аэродром, расчехлили Ан-2, заправили литров двести девяносто пятого бензина, авиационного давно уже нет. Бензин заливали «по-взрослому», из ТЗ в бак на верхнем крыле Ан-2, там их аж шесть штук двухсотлитровых. В дальнейшем из ТЗ редко заправляли, в основном вручную канистрами. То ещё удовольствие тянуть на верх канистру верёвкой.

Масла залили 60 литров, масло МС-20 очень густое, расход большой. Потом притащили два тяжеленых аккумулятора. Наше советское наследие – однообразие, это аккумуляторы «САМ…» стоят и на Ан-2, и на Як-52, и на Л-29, и ещё на многих типах. Притащили ещё и интересный агрегат – подогреватель. Работает на бензине, подогревает мотор и маслобак. Удивительный агрегат, - гудит, как реактивный двигатель пульсирующим пронзительным звуком. Гонит под капот горячий воздух. Говорят, это вариант одного из первых немецких реактивных двигателей.

Мотор прогрет, можно и запускать. Мы с Володей лезем в кабину, техник с Казаком проворачивают винт. Володя сел в левое кресло, готовится к запуску, проверяет аккумулятор, включает необходимые тумблера. Я с интересом наблюдаю с правого кресла. Володя подкачивает бензин, кричит в форточку:

- От винта!

Начинается запуск двигателя. Я уже в курсе, что вначале от аккумулятора раскручивается массивный маховик РИМа (Редукционно Исполнительный Механизм), а потом уже он будет крутить винт. Раздаётся свистящий с нарастанием звук. Когда он доходит до «визжащего», Володя включает сцепление, и винт начинает неровно прокручиваться, мотор чихает. Володя быстро двигает вперёд-назад РУДом. Винт делает пару оборотов, РИМ выдыхается, винт замирает. Володя повторяет запуск. Со второй попытки винт на излёте работы РИМа, вдруг резко дёргается вперёд по ходу вращения, слышится рык мотора и винт начинает вращаться. Из выхлопной трубы выбрасываются клубы белого дыма. Мотор запустился. Винт уже резво молотит, слышится громкий равномерный звук работы тысяча сильного мотора.

Володя прогревает мотор, проверяет самолётное оборудование. Это занимает какое-то время. Потом по команде техник убирает колодки из-под колёс, Володя добавляет газу, и мы начинаем выруливать. Ан-2 рулит, покачиваясь и ревя мотором. Лётное поде у нас большое, полоса не размечена, хотя принятый курс взлёта-посадки здесь 20 – 200. Перед газовкой мы с Володей проезжали по лётному полю, смотрели состояние поля, отсутствие посторонних предметов и направление ветра. Поле чистое и ровное, ветер понятен. Взлетать будем с курсом 200. Радио у нас работает, но связь мы ни с кем держать не будем. Даже смешно думать про заявку. Никто в радиусе как минимум пятьдесят километров не летает, никого в воздухе нет. И вообще сейчас увидеть самолёт в воздухе – большая удача. Мы планируем сделать пару кругов, проверить «матчасть», осмотреться.

- на фото: - кабина доблестного Ан-2 - аэр.Васильевка - 1996г.

- фото автора.

01.02.2023 – Севастополь.

Продолжение: - https://dzen.ru/media/ggenn/63de441e16e34617a5270370