Пока я несколько месяцев понемногу собирала материал к лекции про этикет и театр, много читала и ходила на тематические лекции, консультации и экскурсии, то, конечно, вопрос о правилах театрального дресс кода тоже возникал.
Что ж, в очередной раз отмечаю, что в интернете пишут ерунды и «отсебятины» - просто невероятное какое - то количество.
Как обычно, к сожалению.
Все эти «моветоны», «этикет запрещает», «элегантная леди в театре» - это просто беда, конечно, и, в большинстве своем, собственные авторские фантазии, увы, не всегда компетентных о том повествовать).
Я усмотрела две крайности- «не нужно ничего особенного, искусство позвало, встали и пошли» и обратное « как на красную дорожку».
Что ж, предлагаю попробовать попробовать разобраться в вопросе, в чем ходили в театр и откуда идея, «как комильфо» это делать, в принципе, могла бы в теории взяться.
Театр, кажется, конечно, очень элитарным досугом, но во все времена это было настоящее смешение классов. Причем, с самого начала своего существования.
В Древней Греции и в Древнем Риме театр был изначально бесплатным, так как посещение представлений считалось одним из рабочих способов заручиться поддержкой населения и отвлечь от острых и болезненных вопросов.
Помните, «хлеба и зрелищ» ?
Плату впервые ввел Перикл, иначе очень сложно было организовывать массы очень разных зрителей, бедные слои являлись сильно заранее и занимали места, которые явно были им не по статусу.
Билеты представляли собой жетоны - тессеры, на которых указывались сектора.
Это позволило сохранять порядок, но театр оставался общедоступным, что было крайне важно.
Сословные распределение мест - это очень удобно.
В Древней Греции чем выше было положение человека, тем ближе он мог сидеть. Сенаторы сидели прямо в орхестре, а на самых верхних рядах размещались женщины и иностранцы. Рабов, конечно, не пускали.
В общем, театр - это общедоступно, а вот где сидеть - это классово.
До 60-х годов XIX столетия дамы в партере не сидели, это считалось неприличным.
Причины тому были как прозаические - объемные платья и свечное освещение, проще говоря, с потолка капает(хотя я сомневаюсь, с этим умели «работать») но и «этикетные» - партер воспринимался как часть сцены, а глазеть на дам, а там они были как на ладони - это просто никуда не годится.
Когда дамы все же оказались в партере, ничего особо престижного в том не было, а поэтому туалеты женщин партера кардинально отличились от нарядов дам в ложах. Это должно было быть однозначно закрытое платье.
Ложи, как правило, выкупались на весь сезон или, например, только на русские постановки. Ложи в бельэтаже и в бенуаре занимали представительницы разных сословий.
Правила в разных театрах были не совсем одинаковы, но практика разделения обычно складывалась.
Общество, поделенное на 14 рангов ,отлично ощущало и умело ориентироваться в рамках приличий.
Интересно, что представительницы одной и той же дворянской, например, семьи могли находится, как положено, в ложе, а представители - в партере. Где тоже, сидели не просто так, а по чинам и званиям.
На галерку или «раек», название произошло от того, что это так высоко, что близко к небесам, никакие требования к дресс кодам не распространялись. Это и сейчас так.
Это демократичные места и сидеть там в смокингах и вечерних платьях, переобутыми или нет, как рекомендовано бывает, как минимум, нелепо.
Существовало единственное пожелание - одежда должна была быть чистой.
Другой вопрос, что когда все эти правила формировались, никому, наверно, в ум не приходило просто так гулять по улице в спортивном костюме.
Само название скромно намекает о правилах использования.
Итак, для дам в партере, не считая примьерных спектаклей или спектаклей, данных в присутствии императорской семьи считалось приличным прийти в обычном закрытом платье.
Всякие декольте, украшательства и, тем более, шляпы - исключались. Украшения - самые скромные.
Иное дело, дамы в ложах. Здесь речь идет о вечерних платьях.
Вечерние платья, менее нарядные чем бальные, весьма по - женски зависимы от капризов моды, но непременно имели декольте и короткие рукава.
А что это означает? верно.
Раз декольте, значит, колье, а раз короткие рукава, значит высокие исключительно белые перчатки.
Славу богу, в середине века стали делать платья из двух частей, поэтому один «вечерний» с точки зрения, например, ткани низ , мог иметь несколько уместных в разных случаях, верхов. Все же жить стало проще.
Так что же про театральный дресс код сегодня?
Только логика и шкала формальности, похоже, что так?
Ведь и сегодня в театр мы ходим не каждый день и это, определенно, событие, не так ли?
Но выход в театр в среду и в субботу - это разные выходы, ибо в субботу у большинства как то больше возможностей подготовиться к этому приятному моменту.
Дневной и вечерний спектакль - ни одно и то же и определенно требуют разного подхода.
Ибо есть одежда дневная, пусть и нарядная и есть одежда вечерняя, разной степени этой самой нарядности.
Спектакль премьерный или идет «уже который год» ?
Как я написала выше, где наши места, это имеет значение.
Опера в иерархии стоит несколько выше балета или драматической постановки, но для того, чтобы надеть смокинг или пуще того фрак, а дамам что- то очень выдающееся, вечернее, декольтированное с тиарами и диадемами, мало осознания важности момента и собственной трансформации и ресурсности, нужно еще, причем, обязательно, указание организаторов.
В разных театрах, особенно, «с историей» могут складываться собственные традиции и правила.
Исторические стены, повидавшие столь многое, требуют уважения. Всегда.
Современные постановки, с минимумом декораций, как правило, допускают и более демократичный подход в остальных вопросах.
Иммерсивные спектакли вообще неизвестно куда нас могут погрузить - в прогулку по полной темноте или сверху польется что то, изображающее дождь. Настоятельно советую об этом подумать собираясь провести незабываемый вечер.
О вечерней одежде и правилах ее выбора с учетом нюансов этикета, я подумала и написала целую книгу- «Дресс код от заката до рассвета».
Большое спасибо всем, кто уже купил и тем, кто оставил отзыв).
Ксения Маркова специально для etiquette748