Алтын коол - маленькое соленое озеро находится в месте, где река Абакан вырывается из горного ущелья на степной простор. Его даже можно считать минеральным источником - аржаном. Вряд ли здесь когда-то добывали соль, но грязь озера могли использовать для лечения. Может поэтому его назвали золотым? Впрочем у озера есть своя тайна.
В истории озеро известно как место битвы, в которой погиб Елиг Борте Оге Борыс (Барс-бек) – первый кыргызский каган. В память об этом событии был поставлен камень с эпитафией, выполненной руническим письмом. Второй камень, установленный по соседству повествует об неудачном посольстве к Тибетскому кагану.
Озеро располагается у подножья горы Ханобаа – ханская гора камней. В Хакасской мифологии кыргызы, уходящие на войну из по призыву джунгаров, сложили прощальный курган - на вершине горы. Однако, гора высокая, и мероприятие не стоит усилий.
Скорее всего, вершина горы была культовым местом для почитателей Великой матери – той же богини Умай, о которой упоминается в эпитафии Борыса. Местом обитания Великой матери традиционно считается вершина горы.[1] Мужчина поднимался на гору, и если богиня принимала его – мужское и женское начала объединялись и мужчина обретал мандат Неба на власть.
По данным Геродота[2] идол великой богини ставили на насыпной курган. Так устроено святилище на горе Немруд даг, такое же святилище могло быть на горе Ханобаа. Но каменная баба «Хуртуях-тас» на вершине Ханобаа скорее всего не стояла. Это каменное изваяние создано задолго до эпохи тюрков – в третьем тысячилетии до н.э. И нет примеров, чтобы каменные изваяния той эпохи стояли на вершинах гор.
По соседству с горой Ханобаа находится гора Хызыл-хая (красная скала). На ней сохранилась старая, заплывшая крепостишка. Здесь жила элита и это место можно считать центром древнего мира в этом регионе. Сюда сходились три важные дороги. Если двигаться вверх по реке Абакан – выйдешь на Телецкое озеро в Горном Алтае. Здесь начиналась арбатная дорога в Урянхайский край (Туву) и дальше в Монголию. По долине реки Аскиз поднимаясь вверх, переходили на реку Томь и дальше открывалась дорога в современный Кузбасс в речную систему Оби.
Лично меня принесло на Алтын коол любопытство. В руки ко мне попала информация, что сафрновские каменные изваяния в прошлом могли стоять у воды и даже в воде. От изваяний до золотого озера всего 20 километров и я ехал «по-щупать» место.
От Маткечика я перемахнул Ханобаа и спустился в долину озера, но до берега не доехал. Сначала меня поманил один камень, затем другой и я оказался на какой-то залысине метрах в 100 от озера. Возникла четкая потребность по-медитировать. Я разжег костер, сделал подношения – сел, и пришла она – шамаханская царица из советского мультика с азиатскими чертами лица и огромными глазами.
В Другой раз я решил доехать до самого озера, но сколько я не кружил там того же результата не добился. В любое место имеется правильный вход и других вариантов здесь не нашлось.
Однажды ко мне в гости приехала группа экстрасенсов. Я привез их на это место. Один из гостей побывал в «моей шкуре» и сказал: «ух, чуть жене не изменил». К другой женщине я обратился с вопросом: что в земле? И она мне нарисовала трезубец. Но меня интересовал еще один вопрос. Я осознал, что прикипел к этому месту, и пытался разобраться почему. «Ты оставил здесь кусочек свой души и она призывает тебя» – объяснили мне – «можешь вернуть все, что взял и попросить, чтобы тебе вернули твое». Так я и сделал, сутки меня «ломало», но теперь я по-прежнему восхищаюсь тем местом, но без маниакальной тяги. Вот такое оно Алтын-коол.
[1] Эрих Нойман "Великая мать"
[2] Геродот "История"