Найти тему
ШЕСТЬ ОКЕАНОВ

Литературная слава и прозаический финал морского буксира «Бугрино»

Таких буксиров, построенных финнами по заказу СССР было, образно говоря, великое множество. Но вряд ли, какой иной из них вошёл в зенит литературной славы так, как сделал это архангельский «Бугрино». А благодарить за это следует советского писателя, чуткого и эмоционального мастера русского рассказа Юрия Павловича Казакова. Он часто бывал в Архангельске, где, скорее всего, и увидел в порту или на Двине этот морской буксир. А потом «Бугрино» появился в его, на мой взгляд, одном из лучших рассказов – «Белуха».

Морской буксир «Бугрино» в Архангельске в зимнюю навигацию
Морской буксир «Бугрино» в Архангельске в зимнюю навигацию

О буксире и его собратьях. Финны в пятидесятых строили для нас их большую серию. Паровые суда типа «Апполон». 350 тонн водоизмещением – для морской волны это очень немного. Корпус тоже невелик – 48 метров длиной, 9,4 метра в ширину. Паровая машина – всего в 800 л.с.

О рассказе «Белуха». Его Юрий Казаков задумал в одной из своих поездок на архангельский Север, когда на пару со столичным коллегой – поэтом Евгением Евтушенко предпринял путешествие в Карское море на промысловой шхуне «Моряна». Затем Казаков писал «Белуху» несколько лет, как было у него заведено, чтобы тщательно работать над каждым предложением, словом.

Писатель Юрий Павлович Казаков
Писатель Юрий Павлович Казаков

По сюжету команда зверобойной шхуны «Моряны» высадилась в устье небольшой речки и там встретила охотника-зимовщика, жившего с семьёй в избушке на тундровом берегу Карского моря. Автор именует его и обращается к нему просторечно - Петрович. Вот от него и ведётся рассказ о «Бугрино», на котором он по молодости ходил рулевым матросом.

Рейс морскому буксиру предстоял очень сложный и долгий. Поручалось взять под проводку в одном из советских портов большой плавучий док и доставить его ни куда-нибудь, а на… Дальний Восток, то есть, огибая Европу, вдоль Средиземки и через Суэцкий канал, дальше по Индийскому океану и в океан Тихий. Всё, могло бы показаться, увлекательным в этом рейсе, но вот только скорость движения буксира с его грузным ведомым не превышала полутора узлов. Это очень медленно и, конечно, утомительно даже для опытных морских странников. Об этом и повествует в рассказе Юрий Казаков, доверившись воспоминаниям своего собеседника.

А вспомнить тому было чего: и первую остановку в Алжире, стоянку в Порт-Саиде, грозу и спасение паломников с хлипкого египетского судна. Были ещё и враждебные самолёты у Тайваня, и похороны товарища под тропиком Рака… И всё это простым изложением, но изящным, образным слогом Юрия Казакова.

Рассказ восторженно был встречен читателями, его включили в несколько сборников Юрия Казакова, и, если не изменяет память, вскоре творчество советского писателя оценили высокой международной премией. Так об архангельском «Бугрино» узнали и за рубежом.

Буксир «Бугрино» на стоянке у острова Мосеев
Буксир «Бугрино» на стоянке у острова Мосеев

Признаюсь, прочитав «Белуху», попытался отыскать упоминание этого уникального рейса архангельского буксира в архивах областного музея. Однако нужных документов в фондах Северного пароходства так и не нашёл. Попадались мне списки ремонтируемых судов, где указывался буксир «Бугрино», перечислялись его каботажные рейсы по нашему Белому морю, а вот об упомянутом Казаковым плавании на дальний край Света – никаких сведений!

Надо сказать, и в моей судьбе буксир «Бугрино» тоже «оставил след». Мне было семь или восемь лет от роду, когда по воле случая мы с отцом переправлялись зимним днём с Кегострова в Архангельск. А на этой ледовой переправе через Северную Двину работал как раз «Бугрино». Так сложилось, что для меня, будущего морского историка он стал первым в жизни морским судном-пароходом. От его, упрямо и умело ломавшего двинской лёд, впечатлений получил предостаточно: долетели из детства, коснулись души: фиолет в полнеба над Двиной, густые сумерки кегостровской переправы, ярость льда и чёрной воды, приветные, но далекие огни Архангельска… И буксир «Бугрино» – «одушевлённый предмет» в стальных латах корпуса, молодецки играет силой и статью, щегольски попыхивает дымом и паром. Крепок его форштевень – рубит с задором ледяную броню реки. На мостике у штурвала строгая вахта, такая же, верно, и в низах – уверенно и надёжно везёт нас домой. Широко и свободно полощет ветер корабельный флаг морской державы…

Брошенный буксир после списания
Брошенный буксир после списания

Впоследствии после одного из ремонтов на «Красной кузнице» буксиру «Бугрино» уготовили участь не то берегового судна-отопителя, не то береговой насосной станции – судно лишилось крыльев ходового мостика, и теперь его часто можно было увидеть у причала Мосеева острова в Соломбале, на котором располагались некие склады и технические базы. Буксир, несмотря на возраст, как прежде, выглядел опрятным – то есть, уход за ним был.

Правда, этот привычный вид его стоянки у Мосеева острова через много лет всё же сменился, это когда «Бугрино» переместили к одному из причалов правого берега Архангельска выше по Двине. Изменился и внешний вид судна, по которому без труда определяется – оно списано и уже частично разоружено. Дальше быстрое и знакомое превращение в брошенное судно – оборванные снасти, пустые клюзы, разбитые иллюминаторы, облезшая краска, ржавые борта и подсевший в воде корпус.

Буксировка буксира «Бугрино» к турдеевской металлоразделочной базе (1011)
Буксировка буксира «Бугрино» к турдеевской металлоразделочной базе (1011)

Последний раз я увидел разорённый корпус «Бугрино» случайно - на Северной Двине у створов острова Краснофлотский. Буксир тащил ветерана, как я полагаю, к ближайшей утилизационной базе в посёлке Турдеево. Для большинства заслуженных кораблей так и завершается их земная слава.

Подписывайтесь на наш канал, чтобы не пропустить интересные истории, а так же оставляйте свои впечатления в комментариях.