Таких буксиров, построенных финнами по заказу СССР было, образно говоря, великое множество. Но вряд ли, какой иной из них вошёл в зенит литературной славы так, как сделал это архангельский «Бугрино». А благодарить за это следует советского писателя, чуткого и эмоционального мастера русского рассказа Юрия Павловича Казакова. Он часто бывал в Архангельске, где, скорее всего, и увидел в порту или на Двине этот морской буксир. А потом «Бугрино» появился в его, на мой взгляд, одном из лучших рассказов – «Белуха».
О буксире и его собратьях. Финны в пятидесятых строили для нас их большую серию. Паровые суда типа «Апполон». 350 тонн водоизмещением – для морской волны это очень немного. Корпус тоже невелик – 48 метров длиной, 9,4 метра в ширину. Паровая машина – всего в 800 л.с.
О рассказе «Белуха». Его Юрий Казаков задумал в одной из своих поездок на архангельский Север, когда на пару со столичным коллегой – поэтом Евгением Евтушенко предпринял путешествие в Карское море на промысловой шхуне «Моряна». Затем Казаков писал «Белуху» несколько лет, как было у него заведено, чтобы тщательно работать над каждым предложением, словом.
По сюжету команда зверобойной шхуны «Моряны» высадилась в устье небольшой речки и там встретила охотника-зимовщика, жившего с семьёй в избушке на тундровом берегу Карского моря. Автор именует его и обращается к нему просторечно - Петрович. Вот от него и ведётся рассказ о «Бугрино», на котором он по молодости ходил рулевым матросом.
Рейс морскому буксиру предстоял очень сложный и долгий. Поручалось взять под проводку в одном из советских портов большой плавучий док и доставить его ни куда-нибудь, а на… Дальний Восток, то есть, огибая Европу, вдоль Средиземки и через Суэцкий канал, дальше по Индийскому океану и в океан Тихий. Всё, могло бы показаться, увлекательным в этом рейсе, но вот только скорость движения буксира с его грузным ведомым не превышала полутора узлов. Это очень медленно и, конечно, утомительно даже для опытных морских странников. Об этом и повествует в рассказе Юрий Казаков, доверившись воспоминаниям своего собеседника.
А вспомнить тому было чего: и первую остановку в Алжире, стоянку в Порт-Саиде, грозу и спасение паломников с хлипкого египетского судна. Были ещё и враждебные самолёты у Тайваня, и похороны товарища под тропиком Рака… И всё это простым изложением, но изящным, образным слогом Юрия Казакова.
Рассказ восторженно был встречен читателями, его включили в несколько сборников Юрия Казакова, и, если не изменяет память, вскоре творчество советского писателя оценили высокой международной премией. Так об архангельском «Бугрино» узнали и за рубежом.
Признаюсь, прочитав «Белуху», попытался отыскать упоминание этого уникального рейса архангельского буксира в архивах областного музея. Однако нужных документов в фондах Северного пароходства так и не нашёл. Попадались мне списки ремонтируемых судов, где указывался буксир «Бугрино», перечислялись его каботажные рейсы по нашему Белому морю, а вот об упомянутом Казаковым плавании на дальний край Света – никаких сведений!
Надо сказать, и в моей судьбе буксир «Бугрино» тоже «оставил след». Мне было семь или восемь лет от роду, когда по воле случая мы с отцом переправлялись зимним днём с Кегострова в Архангельск. А на этой ледовой переправе через Северную Двину работал как раз «Бугрино». Так сложилось, что для меня, будущего морского историка он стал первым в жизни морским судном-пароходом. От его, упрямо и умело ломавшего двинской лёд, впечатлений получил предостаточно: долетели из детства, коснулись души: фиолет в полнеба над Двиной, густые сумерки кегостровской переправы, ярость льда и чёрной воды, приветные, но далекие огни Архангельска… И буксир «Бугрино» – «одушевлённый предмет» в стальных латах корпуса, молодецки играет силой и статью, щегольски попыхивает дымом и паром. Крепок его форштевень – рубит с задором ледяную броню реки. На мостике у штурвала строгая вахта, такая же, верно, и в низах – уверенно и надёжно везёт нас домой. Широко и свободно полощет ветер корабельный флаг морской державы…
Впоследствии после одного из ремонтов на «Красной кузнице» буксиру «Бугрино» уготовили участь не то берегового судна-отопителя, не то береговой насосной станции – судно лишилось крыльев ходового мостика, и теперь его часто можно было увидеть у причала Мосеева острова в Соломбале, на котором располагались некие склады и технические базы. Буксир, несмотря на возраст, как прежде, выглядел опрятным – то есть, уход за ним был.
Правда, этот привычный вид его стоянки у Мосеева острова через много лет всё же сменился, это когда «Бугрино» переместили к одному из причалов правого берега Архангельска выше по Двине. Изменился и внешний вид судна, по которому без труда определяется – оно списано и уже частично разоружено. Дальше быстрое и знакомое превращение в брошенное судно – оборванные снасти, пустые клюзы, разбитые иллюминаторы, облезшая краска, ржавые борта и подсевший в воде корпус.
Последний раз я увидел разорённый корпус «Бугрино» случайно - на Северной Двине у створов острова Краснофлотский. Буксир тащил ветерана, как я полагаю, к ближайшей утилизационной базе в посёлке Турдеево. Для большинства заслуженных кораблей так и завершается их земная слава.
Подписывайтесь на наш канал, чтобы не пропустить интересные истории, а так же оставляйте свои впечатления в комментариях.