Найти тему
Разделочная

Меню: фильм о поваре-марксисте и шестке, к которому прикован каждый сверчок

Новинка 2022 года, фильм "Меню", сложно отнести к какому-то традиционному жанру. Зато, действуя от обратного, сразу можно сказать, что это не боевик, не комедия, не драма, и даже не сочетание чего-то из перечисленного. Назвать "Меню" философской притчей тоже что-то мешает. Придется воспользоваться языком самого фильма: это деструктурированная кинорефлексия интеллектуалов от киноиндустрии о пагубном влиянии интеллектуалов на всё, что их окружает, обильно сдобренная время от времени вкусными намеками, иногда - смешными шутками, и зачастую непонятными и неявными аллюзиями и гиперболами. Гриль прилагается. Если Вам не удалось понять последние два предложения, это не беда, это Вы еще сам фильм не видели. Но не разочаровывайтесь, у фильма есть безусловные плюсы и его точно стоит посмотреть.

Прибытие на остров, на котором и располагается элитный ресторан, обставлено ярко, насыщенно и максимально противоположно по духу всем последующим событиям. Складыввается контраст между этими сценами, и теми, которые будут носить подчеркнуто камерный характер
Прибытие на остров, на котором и располагается элитный ресторан, обставлено ярко, насыщенно и максимально противоположно по духу всем последующим событиям. Складыввается контраст между этими сценами, и теми, которые будут носить подчеркнуто камерный характер

Вкратце сюжет сводится к тому, что в одном сверх элитарном и сверх дорогом ресторане современной кухни собирается разношёрстная компания тех, кого принято считать элитой. Они все приглашены лично шеф-поваром, и для каждого из них, как со временем они все начинают понимать, в меню шефа предусмотрено место. Нет, нет, никакого каннибализма, по крайней мере, буквального. Просто званый ужин элегантно превращается... превращается... в не пойми что без чётких жанровых контуров и с постойнно ускользающей идеей фикс создателей фильма. Скажем так - с какого-то момента убежать с острова смогут не только лишь никто, но и кое-кто сможет.

Вот они, виновники всех бед современного общества: политик с женой, ассоциирующийся с Байденом, ресторанный критик - стерва с редактором журнала, где у неё колонка, и который лебезит перед ней, стареющий актер, получивший в качестве синекуры собственное телешоу в прайм-тайм со своей любовницей, жулики-проходимцы, придумавшие очередную схему "оптимизации расходов", и заработавшие входной билет с кучей нулей в высший свет себе подобных.
Вот они, виновники всех бед современного общества: политик с женой, ассоциирующийся с Байденом, ресторанный критик - стерва с редактором журнала, где у неё колонка, и который лебезит перед ней, стареющий актер, получивший в качестве синекуры собственное телешоу в прайм-тайм со своей любовницей, жулики-проходимцы, придумавшие очередную схему "оптимизации расходов", и заработавшие входной билет с кучей нулей в высший свет себе подобных.

Появление за последний год третьего фильма на тему сатирического обличения современного общества и его пороков (первые два, это "Треугольник печали" и 1 сезон сериала "Белый лотос") свидетельствует о формировании целого кинотренда. И два упомянутых фильма, и "Меню" претендуют на место во главе этого тренда, и все три, на мой взгляд, не достойны такого статуса. Однако, у "Меню", имеются три безусловных плюса, с которых я и хочу начать.

Каждое блюдо должно вызывать у зрителя глубокую задумчивость, которая должна заканчиваться неким внутренним озарением от понимания, как это блюдо соотносится с сюжетом, дополняет или иллюстрирует мысли авторов фильма. Я в этом смысле оказался безнадёжен, и понял только это блюдо. Для меня это куриное бедро с ножницами оказалось единственной понятной аллегорией блюда на человеческие отношения.
Каждое блюдо должно вызывать у зрителя глубокую задумчивость, которая должна заканчиваться неким внутренним озарением от понимания, как это блюдо соотносится с сюжетом, дополняет или иллюстрирует мысли авторов фильма. Я в этом смысле оказался безнадёжен, и понял только это блюдо. Для меня это куриное бедро с ножницами оказалось единственной понятной аллегорией блюда на человеческие отношения.

Замечательная во всех смыслах операторская работа, работа монтажёров, художников. Картинка на экране просто манит, хочется совершить невозможное, сделать шаг и преодолеть границу между нашим миром и красотой внутри фильма. Начиная от видов природы и заканчивая крупными планами кулинарных шедевров на тарелках героев фильма - всё кажется безупречно выверенным и просчитанным на каком-нибудь супер-компьютере.

Шеф-повар откровенно издевается над этими людьми, преподнося им в качестве кулинарного шедевра камень, обсыпанный местными травками.
Шеф-повар откровенно издевается над этими людьми, преподнося им в качестве кулинарного шедевра камень, обсыпанный местными травками.

Прекрасная игра актеров. То, как каждый из приглашённых гостей меняется от первого шага на острове (ресторан находится на острове, и сбежать со званого ужина практически невозможно) и до последнего, во всех смыслах сделано необычайно достоверно, благодаря актерской игре всех без исключения актеров, попадающих в кадр. Горделивая спесивость поначалу, затем уступает место удивлению и непониманию происходящего, потом наступает ужас от осознания, затем надлом и принятие неизбежного. Всё это впечатляет.

Лучший!
Лучший!

Рэйф Файнс, понятное дело, находится в фокусе зрительского внимания. По другому, как мы понимаем, и быть не может, он всегда на голову выше всех своих коллег по цеху. Он из тех актеров, кто сыграл уже всё и всех, поэтому его игра приносит удовольствие даже тогда, когда в целом он не создает какой-то новый образ, а просто эксплуатирует свой собственный багаж персонажей, как это и происходит в "Меню".

Если мы, как уверены индейцы, происходили бы от разных зверей, то Аня Тейлор-Джой, на мой взгляд, произошла бы от какого-нибудь хладнокровного земноводного.  Но в "Меню" ей всё на руку, и она напоминает маленькую юркую ящерку. которая ищет, как ей выбраться из капкана, пусть даже оставив хвост.
Если мы, как уверены индейцы, происходили бы от разных зверей, то Аня Тейлор-Джой, на мой взгляд, произошла бы от какого-нибудь хладнокровного земноводного. Но в "Меню" ей всё на руку, и она напоминает маленькую юркую ящерку. которая ищет, как ей выбраться из капкана, пусть даже оставив хвост.

Аня Тейлор-Джой, будучи антагонистом Шеф-повара, в тарелку лицом тоже не ударила и заработала несколько баллов, как актриса. Честно говоря, я думал, что она просто распиаренная кинодельцами очередная старлетка, ухватившая удачу за хвост, и получившая свои 15 минут славы, но в "Меню" она показала очень хорошую актерскую игру (спасибо и актрисе, которая её дублировала, дубляж точный во всех смыслах). Каюсь, в основе моего отношения к ней еще и то, что она мне не нравится внешне, напоминая то ли ящерицу, то ли рыбу, но её Марго оказалась настолько характерным персонажем, способным противостоять урагану "Файнс" (пятой, высшей категории), что вызвала симпатию к себе вопреки всем моим субъективным предубеждениям.

Когда все карты открыты, приходит время совсем уж экстравагантных блюд. Чего тут мелочиться, если по замыслу Шефа очистить мир надо вообще от всех?
Когда все карты открыты, приходит время совсем уж экстравагантных блюд. Чего тут мелочиться, если по замыслу Шефа очистить мир надо вообще от всех?

Благодаря сюжету, именно этим двоим, Шеф-повару и Марго, отводится ведущая роль, но это не значит, что остальные герои потерялись на их фоне. Практически каждый персонаж вызывает в итоге эмпатию у зрителя. Однозначно, участие в таком фильме для любого актера - жирный плюс в порт-фолио.

Как сказал когда-то мой папа, покидая мою маму, "ну, и хватит о хорошем". Я практически ничего не могу сказать, ни хорошего, ни плохого, о содержательной части фильма, а для подобного проекта такая ситуация сродни катастрофе (это не про моё зрительское "пфи", а про то, что судя по отзывам в сети, он не достигает запланированного эффекта в виде всеобщего восторга от глубины задумки авторов, и откровений, которые давно таковыми не являются). Речь не идет о том, что сюжет плох (или хорош), потому что сразу видно, что авторы стремились к созданию смыслов, просто используя в качестве сюжета микс из "10 негритят" и десятка фильмов про гениальных и от того одержимых перфекционистов-психопатов, приправляя эту смесь социальной сатирой. Эти смыслы по задумке авторов должны возникнуть в головах зрителя через многочисленные аллюзии с едой и должны были быть связаны со сверх-популярным сейчас нарративом о тупике, в который забрело общество потребления, которое само себе и палач, и жертва. и нарратив о том, что даже сверх-сильные люди оказываются связаны по рукам и ногам, накрепко привязаны к тому шестку (насесту) который они занимают, и не способны порвать эти путы (как понял я).

Она мне действительно понравилась в этой роли и образе))))
Она мне действительно понравилась в этой роли и образе))))

И эти смыслы проступают, но нехотя, и складывается впечатление, что из жалости к неуклюжим стараниям съёмочной группы. Ну, знаете, это как добавить кому-то бал, потому что... ну, старается же человек, пытается. Да, вот такой парадокс.
Описать эффект от просмотра фильма, можно буквально цитируя один из его эпизодов и диалогов: "В Вашей еде есть страсть, но нет любви". Так и тут, стараются режиссер, сценаристы, продюсеры, актеры, стараются страстно, но... чего-то не хватает, сатира на вечно загнивающее западное общество через призму блюд элитного ресторана выглядит натужной и чуть ли не в понарошку, а победа обычного чизбургера из придорожной забегаловки над Высокой кухней - слишком неуклюжая и топорная аллегория, тем более, что для понимания происходящей в финале сцены с чизбургером нашему зрителю потребуется хорошее знание английского языка и пауза, чтобы прочесть и понять кое-какие газетные вырезки, мелькающие в кадре.

От того, что в фильме присутствует всё, но на половину (полутриллер, полудетектив, полудрама, полупритча), эффект от фильма на меня лично я тоже назову полуэффектом. Тут еще сказывается и то, что режиссер картины, Майк Майлод, хоть и успешный режиссер, но сериалов, и за последний десяток лет у него вообще нет полнометражек, а те, что были раньше, в большой плюс вряд ли можно зачесть. Поэтому работа в формате сжатого по сравнению с сериальным хронометража явно не его конек. От этого создается впечатление, будто смотришь краткий дайджест какого-нибудь 10-серийного проекта, где тебе стараются по-быстрому объяснить, кто есть кто, у кого какая мотивация, и дать общий расклад по ситуации. Благодаря хорошей актерской игре эта прореха частично латается по ходу развития событий, но все-равно этого явно недостаточно, чтобы избавиться от ощущения, что за зрителя решено, что ему надо смотреть, а что не надо. И это, на мой взгляд, тоже причина того что фильм сложно назвать цельным произведением, он распадается на самостоятельные фракции: безусловно достойную форму с одной стороны, и искусственное, ускользающее от эмпатии со зрителем, содержание, с другой.

В целом, после фильма при желании можно рассмотреть даже несколько, а не один, смыслов, но проблема в том, что общее впечатление от просмотра зрителя к этому не стимулирует и не подталкивает.

Что в итоге: очень красивое визуально, но вторичное по содержанию кино на затертую до дыр интеллектуалами всех мастей за последние полвека тематику. Приятным бонусом идет отсутствие таких пунктов современной повестки, как гомосексуализм, БЛМ и прочие инцесты, а также политических подтекстов в духе "Байден ли ты или Трамп дрожащая". И это, безусловный для меня третий плюс этой картины.