В Линдуловской роще в Выборгском районе Ленобласти я уже бывала — как оказалось, целых 6 лет назад. С тех пор это место изменилось и стало чрезвычайно популярно. Сюда ездят гулять горожане, здесь водят экскурсии, повсюду мелькают фотографии рощи, и я старалась избегать визитов сюда, как избегаю всего «массового».
Если уж ехать на природу — то за тишиной. А на таких доступных и широко известных экотропах её почти не бывает.
Но, когда я решила организовать первый в этом году выезд нашего девичьего походного клуба и одна из участниц предложила Линдуловскую рощу, я решила рискнуть. На дворе январь, будний день, накануне лил дождь, вокруг серо и уныло, и вряд ли найдётся много желающих поехать сейчас на прогулку в Рощино. И это оказалось на самом деле так.
Корабельные лиственницы
В европейской части России, за исключением некоторых северо-восточных районов, лиственница не встречается в дикой природе. Увидеть эти деревья в Петербурге, тем не менее, можно повсеместно — в парках, скверах, во дворах домов. Лиственница хорошо чувствует себя в северных городах, и её массово высаживали для озеленения.
Линдуловская роща — это тоже искусственные насаждения, созданные для нужд кораблестроения по указу Петра I. Правда, произошло это уже после его смерти — в середине 18 века. Позже необходимость в древесине отпала, и рощу сделали заповедной. Считается, что это старейшие насаждения лиственницы в России и Европе.
Здесь посажены лиственницы четырёх видов: архангельская, сибирская, камчатская и европейская. Семена для старых участков посадок были привезены из Архангельской и Уфимской губерний, поэтому больше всего здесь деревьев первых двух видов. Некоторые из них подписаны:
По берегу реки Рощинки
В заказнике есть экомаршрут на 5,5 км, но мы прошли по нему лишь частично. Часть троп облагорожена настилами и лестницами, которые защищают лесную подстилку, зыбкий прибрежный грунт и растительность от вытаптывания, а также облегчают посетителям передвижение по маршруту, так как здесь много резких спусков и подъемов.
Но в январе по ним идти сложно и местами опасно. Скопившийся на настилах снег подтаял, спрессовался, а сверху был щедро облит дождями и превратился в лёд. Хорошо, что мы догадались взять с собой палки. С четырьмя точками опоры шансов разбиться меньше, но, тем не менее, каждая из нас хотя бы раз да поскользнулась. Хорошо, что без травм.
Раньше река, вдоль которой проходит маршрут, называлась Линдуловкой, но в советское время её переименовали в Рощинку, а старый карельский топоним остался только в названии рощи. Эта река стала в тот день для меня самым ярким впечатлением — открытая чёрная вода и неизменное движение жизни в окружении молчаливого леса, который казался спящим и неподвижным. И эта его неподвижность отражалась в чёрной воде.
Да, раздавались редкие птичьи голоса, были видны следы работы дятла и даже белки пару раз перебегали нам дорогу, но именно бурный поток торфяной воды цвета крепкого чая наполнял воздух концентрированной энергией и создавал особое ощущение жизни. У Рощинки извилистое русло с многочисленными поворотами и перепадами высот, что делает её течение местами стремительным, как у горного потока.
Она упорно и упрямо обходила все препятствия в виде огромных валунов и угловатых кусков льда, перекатывалась по неровностям дна, взбивая кофейную пену, безбоязненно прыгала с перекатов и восхищала своенравностью. Так притягательна была Рощинка, что мы решили не идти по кольцевому экомаршруту, а пошли дальше по тропе вдоль берега.
Место встречи трёх рек
Сразу после того, как заканчивается заказник «Линдуловская роща», начинается заказник Гладышевский, по границе которых проходит и граница Ленобласти и Петербурга. Вдоль берега шла вполне очевидная, натоптанная тропа, на которой мы не проваливались в снег. Часто, уже за пределами рощи, наш путь пересекали следы лосей.
Местность здесь, как я уже говорила, пересечённая, было много небольших, но ощутимых перепадов, спусков и подъемов. На карте весь наш путь поместился в 11,5 км, но на самом деле вышел около 15.
Самым неприятным моментом на тропе был небольшой брод через ручей, впадающий в Рощинку. Через русло были перекинуты вполне сносные брёвна, но проблема в том, что они из-за снега и дождя обледенели, и стоять на них невозможно. В итоге Лиза переползла на коленях, а все остальные перешли аккуратно, сохраняя равновесие с помощью палок. Очень не хотелось промочить ноги. Всё-таки январь на дворе.
Двигаясь по тропе вдоль Рощинки, скоро мы дошли до её устья. Она сливается с рекой Гладышевкой, по которой назван второй заказник, и вместе потоки образуют третью реку — Чёрную, по берегам которой мы продолжили путь до железнодорожного моста через неё и посёлка Молодёжное. Чёрная река имеет небольшую протяженность, всего 5 км, и впадает в Финский залив Балтийского моря.
Место, где жила любовь
Выбравшись из заказников, мы немного прошли по асфальту, и последней остановкой на нашем пути стала усадьба Марьина гора, а точнее то, что от неё осталось. Здесь жила Мария Крестовская, дочь писателя Всеволода Крестовского, и её муж Евгений Картавцев.
Как и отец, Мария занималась литературой, писала повести и романы, за которые её называли русской Жорж Санд. Прожили супруги тут недолго — участок был приобретён в 1894 году, а Мария умерла из-за болезни в 1910 году. Евгений эмигрировал из России после революции.
Писательницу похоронили в имении, а на могиле установили памятник, который называют «Могилой любви». На гранитной глыбе написаны слова мужа: «При жизни недостаточно ценил и лелеял я тебя, дорогая Марьюшка, зато по смерти свято исполняю волю, заветы и желания твои. Твой всей душой Евгений». Позже рядом возвели церковь, о которой мечтала писательница, но до наших дней она не сохранилась.
Через парк имения мы вышли на Приморское шоссе, откуда уехали на автобусе в Зеленогорск и дальше на электричке в город.
На этом пока всё. Спасибо, что дочитали до конца этот объемный репортаж. Очень хотелось поделиться снимками и впечатлениями, которых оказалось много, поэтому и текст вышел длинным :)