Найти в Дзене

RIP Том Верлен: Поэт гитары 1949-2023

Том Верлен, певец и гитарист панк-легенды Television, создавший шедевр группы — альбом "Marquee Moon" 1977 года, скончался 28 января этого года в возрасте 73 лет.

Джесси Пэрис Смит, дочь Патти Смит, подтвердила в субботу СМИ смерть Верлена после “непродолжительной болезни”. “Он мирно скончался в Нью-Йорке, в окружении близких друзей. Нам будет не хватать его видения и воображения”, — написала Смит. 

“Это время, когда все казалось возможным”, — написала Патти Смит в своем посте в Instagram, под ее фотографией с Верленом. — “Прощай, Том, поднимайся на Омегу". Их связывали любовные отношения. По некоторым данным, (книга Легс Маккнил, "Прошу, убей меня"), она сказала коллеге Тома: "Я хочу Тома Верлена. Устрой мне Тома Верлена", тот рассказал об этом Тому, который с симпатией относился к ней как к человеку, женщине и лидеру группы, и так они начали встречаться.

-2

Урожденный Томас Миллер, Верлен (который взял фамилию в честь французского поэта Поля Верлена), был в средней школе одноклассником своего будущего коллеги и панк-иконы Ричарда Хелла, с которым он позже сформировал свои первые группы. Приехав в Нижний Ист-Сайд Манхэттена на заре панка, Верлен и Хелл сначала объединились для недолго протянувшей группы Neon Boys, а затем, в 1973 году, стали сооснователями Television вместе с гитаристом Ричардом Ллойдом.

Верлен и Television оттачивали свое звучание в качестве одной из ведущих групп в легендарных панк-клубах, таких как CBGB — фактически прописавшись в этом месте — и Max's Kansas City. Патти Смит, которая однажды сравнила гитарный звук Верлена с “криком тысячи синих птиц”, была в аудитории на одном из ранних телевизионных шоу в 1974 году и поделила место с Television, когда группа Патти Смит в следующем году дебютировала в CBGB.

Хелл вскоре покинет Television, чтобы присоединиться к коллегам-панкам The Heartbreakers. Когда Верлен и Ллойд взяли бразды правления в свои руки, дуэт разработал гитарное звучание, в котором панк-риффы сочетались с джазовыми ходами. Дебютировав с синглом 1975 года “Little Johnny Jewel”, Television выпустили то, что стало их шедевром — и одним из величайших альбомов эпохи панка — "Marquee Moon", центральным элементом которого стал извилистый, завораживающий заглавный трек альбома. (Альбом был, как отметил журнал Rolling Stone в рецензии, “самым интересным и дерзким” из серии релизов 1977 года таких групп CBGB, как Blondie и Ramones, но “также и самым тревожным”.)



“Когда участники Television материализовались в Нью-Йорке на заре панка, они играли несочетаемую, стремительную смесь жанров: нуаровый вой Velvet Underground, мозговой арт-рок, гитарную лепнину подобно Quicksilver Messenger Service”, — написал Rolling Stone о "Marquee Moon", поставив его под номером 107 в списке 500 величайших альбомов всех времен.

“Столь же волнующий в своих лирических амбициях, каким дебют Ramones был в своей брутальной простоте, "Marquee Moon" по-прежнему поражает”, — писал Rolling Stone. — “‘Friction’, "Vebus" и могучий заглавный трек одновременно шероховаты, отчаянны и прекрасны. Что касается панк-репутации, не забывайте загадочное электричество и придушенный экзистенциализм в сочинении песен и вокал гитариста Тома Верлена”.

Классический состав Television выпустил еще только один альбом "Adventure" 1978 года, прежде чем Верлен начал свою сольную карьеру. Как писала Патти Смит, Верлен демонстрировал на своих альбомах “свой угловатый лиризм и нацеленные лирические отступления, лукавое остроумие и способность вызвать каждой струной самые искренние эмоции”. (Классический телевизионный состав из Верлена, Ллойда, басиста Фреда Смита и барабанщика Билли Фикки воссоединился для последнего альбома — 1992 года "Television".)

В 1979 году Верлен выпустил свой одноименный сольный альбом, в который вошла песня “Kingdom Come”, записанная годом позже Дэвидом Боуи для альбома 1980 года "Scary Monsters & Super Freaks". Как сольный исполнитель, Верлен оставался плодовитым в течение следующих нескольких десятилетий, плавно переходя от пост-панковских исследований к полностью инструментальным EP и саундтрекам к немым фильмам, а также к сотрудничеству со Смитом и другими бывшими обитателями CBGB.

“Том Верлен однажды пожаловался, что никогда не писал о двух самых сильных снах в своей жизни, "потому что трудно понять язык снов". Может быть, это и так, но Верлену все же удается подойти к решению этой проблемы ближе, чем кому-либо другому в его среде”, — писал Rolling Stone о сольном альбоме Верлена 1982 года "Words From the Front". — “Как и во всем его творчестве, в песнях Верлена есть что-то настолько вдохновенное, но в то же время непринужденное, что вы должны задаться вопросом, не пишет ли он их... ну, во сне”.

В интервью 1988 года Эдж из U2 назвал Верлена одним из своих главных вдохновителей. “Я думаю, что то, что я взял у Верлена, на самом деле было не его стилем, а тем фактом, что он сделал то, чего никто другой не делал”, — сказал он. — “И мне это понравилось; я подумал, что это ценно”.

#ukmag #TomVerlaine #ТомВерлен #Television #RIP