Представляем вашему вниманию первый в этом году выпуск нашего ежемесячного вестника о главных событиях столичного метростроения.
Приятного чтения!
Топ 5 новостей за прошедший месяц
1. БКЛ замкнётся в феврале? Дорожная карта от нашего проекта
Согласно дорожной карте по вводу пусковых объектов Московского метрополитена, оказавшейся в нашем распоряжении, единовременный пуск замыкающих участков Большой Кольцевой линии от «Каховской» до «Нижегородской» и от «Электрозаводской» до «Савёловской» намечен на 22 февраля 2023 года.
Таким образом, 22 февраля для пассажиров откроются все станции БКЛ, которые ещё не открыты на сегодняшний день:
«Варшавская»
«Каширская» (для Большой Кольцевой линии)
«Кленовый Бульвар»
«Нагатинский Затон»
«Печатники»
«Текстильщики» (без прямой пересадки на ТКЛ, пересадка будет осуществляться с выходом на улицу)
«Сокольники»
«Рижская»
«Марьина Роща»
Кроме того, как нам стало известно, уже утверждены интервалы движения поездов на БКЛ:
Всего на БКЛ будет эксплуатироваться 90-100 составов. На обслуживание 31 станции нужно примерно 65 - 70 составов, но уже сейчас продолжают дополнительно прибывать резервные.
Средний интервал движения поездов на линии - 2.15-2.30.
Обслуживать линию будут 2 депо - "Замоскворецкое" и "Нижегородское". "Аминьевское" подключат позже. В утренние часы из электродепо "Нижегородское" часть составов будут выдаваться на станцию «Нижегородская» в неправильном направлении по нечетной ветви с последующей сменой кабины.
В связи с предстоящим вводом в эксплуатацию новых участков Большой кольцевой линии с 05 часов 30 минут 20.02.2023 движение по Большой кольцевой линии будет организовано следующим образом:
- на действующих участках от станции «Савеловская» до станции «Каховская», от станции «Электрозаводская» до станции «Нижегоросдкая» и от станции «Савеловская» до станции «Деловой центр» поезда будут следовать с пассажирами;
- на участках от станции «Савеловская» до станции «Электрозаводская», от станции «Нижегородская» до станции «Каховская» поезда будут следовать «резервом» с остановкой на каждой станции без открытия пассажирских дверей.
С 05 часов 30 минут 22.02.2023 движение по Большой кольцевой линии будет осуществляться с пассажирами на действующих участках от станции «Савеловская» до станции «Каховская» и от станции «Савеловская» до станции «Деловой центр» до получения команды от поездного диспетчера на движение поездов с пассажирами по всем участкам Большой кольцевой линии.
В ночь с 22.02.2023 на 23.02.2023 по распоряжению поездного диспетчера ночная расстановка составов будет производиться по специальному графику.
Но в какой готовности пусковые участки за 3 недели до открытия? Красивые картинки с готовыми и натертыми до блеска станциями мы увидим в официальных репортажах, а мы предлагаем осмотреть "обратную сторону" - самые отстающие объекты Большого Кольца по состоянию на начало февраля 2023:
- Ещё неделею назад не было "заделано" техническое окно в верхнем перекрытии тоннеля на пл. 1.3.1 перегона «Каширская» - «Кленовый Бульвар». В данный момент бетон залит и будет набирать прочность ещё 2 недели.
- По соседнему тоннелю на пл. 1.3.2 перегона «Каширская» - «Кленовый Бульвар» проём в тоннеле закрывать не спешат - через него всё ещё выдаётся наверх строительный мусор из тоннелей. Благоустройство к открытию здесь также выполнено не будет.
- Продолжаются активные отделочные работы в восточном вестибюле и подуличных переходах станции «Варшавская».
- На площадке строительства станции «Кленовый Бульвар» всё ещё продолжаются работы по строительству задела пересадки на перспективную одноимённую станцию Бирюлевской линии. Дело в том, что часть выходов станции БКЛ расположатся аккурат над этой пересадкой, в связи с чем станция БКЛ откроется 22 числа всего с 1 выходом из 3.
- Над оборотными тупиками за станцией к восстановлению Коломенской улицы в прежних границах всё ещё не приступили.
- На соседнем «Нагатинском Затоне» необходимо окрашивать ещё в два слоя путевые стены. Однако, буквы с названием станции уже повешены.
- На станции «Печатники» монолитные работы по выходу из южного вестибюля на улицу Гурьянова начались только в конце декабря. Этот выход отроется позже, а выйти на улицу пассажиры смогут пока только через вестибюль станции Люблинско-Дмитровской линии.
А вот вестибюль к станции «Печатники» МЦД-2 22.02 откроется - на нём уже завершаются фасадные работы:
- Малярные работы на некоторых участках путевой стены станции «Печатники» также только начинаются.
- На «Сокольниках» продолжается отделка в обоих пересадочных коридорах (через торец станции Сокольнической линии и через коридор выхода в город).
Пожелаем успехов метростроевцам в этом всеобщем трудовом порыве на пусковых объектах Большого Кольца на ближайшие 20 дней!
2. Доремонтировались - пожар на пусковой «Каширской»
28 января в полдень повалил дым из западного вестибюля станции метро «Каширская» Большой Кольцевой/Замоскворецкой линий. Причиной задымления стало возгорание кабеля. Площадь пожара составила 15 квадратных метров. Открытое горение ликвидировали сотрудники МЧС, со станции эвакуировали около 70 человек. Никто не пострадал.
Существенных повреждений конструкции вестибюля не получили, угрозы срыва сроков для предстоящего открытия нет.
Больше материалов - здесь.
3. Начались отделочные работы на половине станций Троицкой линии
Наконец, спустя год от изначально планируемых сроков, строители приступили к отделке станций первой очереди Троицкой линии. Но пока не всех. Архитектурно-отделочные работы начались на «Университете Дружбы Народов» и «Тютчевской», а также продолжаются на «Новаторской».
«Генерала Тюленева» и «Корниловскую» («Мамыри») работы пока не затронули.
4. Обновлена официальная схема развития сети московского метро на ближайшие годы
1) Ввод 2023 года (красный цвет):
- Оставшиеся участки 💍 Большой Кольцевой линии (9 станций).
- 🔟 Люблинско-Дмитровская линия до «Физтеха» (3 станции).
- 🛫 Солнцевская линия до «Аэропорта Внуково» (2 станции).
2) Ввод 2024 года (синий цвет):
- Сокольническая линия, станция «Потапово».
- 🏡 Троицкая линия от «Новаторской» до «Коммунарки» (7 станций), а также от «Новаторской» до «ЗИЛа» (+ ещё 4 станции, однако мы со своей стороны считаем такие сроки чрезмерно оптимистичными).
- Кольцевая линия, встраиваемая станция «Суворовская» (опять-таки, считаем указанные сроки чрезмерно оптимистичными).
3) 2025-2026 год (зелёный цвет):
- 💸 Рублëво-Архангельская линия от «Шелепихи» до «Липовой Рощи» (6 станций).
- 🏭 Бирюлевская линия от «ЗИЛа» до станции «Бирюлево» (10 станций, 1 депо).
- Арбатско-Покровская линия, станция «Гольяново».
- 🔟 Люблинско-Дмитровская линия, встраиваемая станция «Южный порт».
4) 2027 год (коричневый цвет):
- 🏡 Троицкая линия от «Коммунарки» до «Троицка» (6 станций, 2 депо).
- 💸 Рублëво-Архангельская линия от «Липовой Рощи» до «Ильинской» (2 станции, 1 депо).
5. Завершён монтаж эскалаторов во втором выходе «Авиамоторной» БКЛ
«Эскалаторы соединяют кассовый зал с подземным пешеходным переходом второго вестибюля станции «Авиамоторная». Их протяженность по наклонному ходу составляет 10,5 метров, а длина эскалаторного полотна – 22 метра», – сказал Андрей Бочкарёв.
По его словам, также в вестибюле будет установлен лифт для маломобильных граждан.
Строящиеся вестибюль и переход позволят пассажирам попасть на станцию «Авиамоторная» со стороны улиц Авиамоторная и Красноказарменная.
«В новом вестибюле завершены монолитные работы. В переходе начался монтаж композитных водоотводящих зонтов, которые будут выполнять одновременно функции потолка и стен, идет укладка гранита на пол», – добавил Бочкарёв.
Генеральный директор АО «Мосинжпроект» (Группа компаний – генеральный проектировщик и генеральный подрядчик по строительству линий и станций столичного метро) Юрий Кравцов отметил, что в кассовом зале вестибюля продолжаются архитектурно-отделочные работы. Строители устанавливают на стенах направляющие для монтажа мраморных панелей. Ранее был выложен гранитом пол зала.
«Авиамоторная и Красноказарменная улицы отделены от станции подземки путями Казанского направления МЖД. Сейчас пассажиры, чтобы войти на станцию, вынуждены совершать обход по путепроводу на шоссе Энтузиастов. Новый вестибюль и переход под железной дорогой сделают их маршрут к метро более быстрым и удобным», – пояснил Юрий Кравцов.
Глава инжинирингового холдинга напомнил, что проходка тоннеля перехода выполнена с помощью горнопроходческого комбайна в сложных гидрогеологических условиях, при этом на железной дороге не останавливалось движение поездов.
А теперь осмотрим все изменения за месяц на нашей схеме:
1) Общий вид на центральную часть схемы
Схема в оригинальном качестве доступна по клику.
2) Северо-Восточный сектор
- Завершены отделочные работы на станциях «Марьина Роща», «Рижская», «Сокольники» БКЛ.
- Завершается отделка всех оставшихся наземных притоннельных сооружений (венткиосков).
3) Юго-Восточный сектор
💍 Большая Кольцевая линия:
- Завершается отделка всех оставшихся наземных притоннельных сооружений (вентиляционных киосков). На данный момент на всём БКЛ остаются недоделанными только венткиоски пл. 1.3.2 (перегон «Каширская» - «Кленовый Бульвар»).
- Ликвидировано предпоследнее "техническое окно" с земной поверхности в перегонный тоннель на площадке 1.3.1 (перегон «Каширская» - «Кленовый Бульвар»).
🏭 Бирюлëвская линия:
- Приступили к выносу коммуникаций, препятствующих строительству станции «Кленовый Бульвар».
4) Юго-Западный сектор
🏡 Троицкая линия:
- Обновлены данные по проходке пары перегонных тоннелей от «Академической» до «Крымской».
- Приступили к монолитным работам в западном торце платформенной части станционного комплекса «ЗИЛ».
- Приступили к сооружению стены в грунте в серединной части котлована «Крымской».
- Несколько расширена зона проведения строительных работ в серединной части станционного комплекса «Вавиловская» («Улица Строителей»).
5) Новомосковский сектор
🏡 Троицкая линия:
На платформе станции «Бачуринская» уложена арматурная сетка для последующей заливки стяжки, начался процесс укладки одного из станционных путей, а в тягово-понизительной подстанции смонтировано оборудование.
Сокольническая линия:
Улица Александры Монаховой, ранее препятствующая строительству части наземного перегона «Коммунарка» - «Потапово», наконец-то поднята на эстакаду.
🚈 Московские Центральные Диаметры:
- Открыта полностью реконструированная станция «Лесной Городок» (строящийся D4).
- Участок «Рассказовка» - «Внуково» 🛫Солнцевской линии откроется для пассажиров до конца 2023 года. Сюжет о ходе работ:
6) Западный сектор
💍 Большая Кольцевая линия:
- Завершается строительство основного корпуса электродепо «Аминьевское».
💸 Рублëво-Архангельская линия:
- На «Народном Ополчении» (проектн. «Карамышевская», предпроектн. «Проспект Маршала Жукова») завершён монтаж ТПМК NFM "Натали". Напоминаем, щиту предстоит пройти около 1100 м до следующей станции «Бульвар Генерала Карбышева». Ведётся монтаж и второго ТПМК ("Виктория" Robbins) которому предстоит проходка второго тоннеля в этом же направлении.
- В восточном торце станционного комплекса «Бульвар Генерала Карбышева» приступили к сооружению стены в грунте (место планируемого выхода вышеупомянутой пары щитов).
🚇 Действующий метрополитен:
- Завершена реконструкция путевых стен на станциях «Водный Стадион» и «Молодëжная».
6) Северный сектор
Люблинско-Дмитровская линия
- Общая строительная готовность строящегося участка ЛДЛ «Селигерская» - «Физтех» достигла 60%.
Открытие для пассажиров намечено на конец этого года.
- Завершено раскрытие котлована станционного комплекса «Физтех». Весьма активно ведутся монолитные работы, приступили к обратной засыпке наиболее готовой части оборотных тупиков.
Прочие новости
Кольцевая линия переведена на новую систему управления движением поездов
В прошедшие праздники, со 2 по 7 января 2023 года на Кольцевой линии можно было наблюдать крайне необычную схему движения: 2–4 января поезда ходили только по одному пути против часовой стрелки, а 5–7 января – только по часовой.
Ограничения были введены с целью завершения работ по обновлению системы автоматики и телемеханики движения поездов (АТДП).
Эта система управляет стрелками и светофорами в метро, от нее во многом зависят безопасность движения, интервалы между поездами и выполнение графика. Благодаря внедрению новой цифровой технологии диспетчеризации поезда на Кольце стали ходить чуть чаще (вместо 34 пар поездов в час пик на линию выходит 36 пар), а восстановление графика в случае сбоев на линии будет производиться в 5 раз быстрее.
Старые системы управления движением поездов остались лишь на четырёх линиях - Замоскворецкой, Калужско-Рижской, Таганско-Краснопресненской и Филëвской.
На "проблемном" участке перегона «Царицыно» - «Кантемировская» Замоскворецкой линии близятся к завершению работы по устройству стены в грунте
Почти 3 месяца с даты закрытия участка «Автозаводская» - «Орехово» Замоскворецкой линии. Ремонтно-восстановительные работы по усмирению плывуна и переборке тоннелей на 150-метровом участке перегона «Царицыно» - «Кантемировская» идут полным ходом. Фото изнутри:
Снаружи также проделан большой объем работ. Площадку уже покидает техника, используемая для строительства стены в грунте - ограждения будущего котлована, который будут раскрывать для демонтажа старых тоннелей и монтажа новых. Завершается и цементация грунтов в части, выполняемой с поверхности земли.
По словам Максима Ликсутова, завершить работы планируется до 1 мая.
Оптимистично. Что ж, продолжим наблюдения за ходом работ.
Эксклюзивный репортаж Владимира Коннова изнутри "реанимируемых" тоннелей:
Таким был метростроительный январь 2023. Благодарим за внимание!
Ссылки на источники всех использованных материалов, а также больше новостей о развитии Московского метрополитена можно найти здесь: https://vk.com/razvitie_metro_msk Подписывайтесь на нас и в других социальных сетях (ссылки на главной странице профиля).