Польстилась на воссозданный кабинет Александра I на втором этаже Елагина дворца, но надо ли идти сомневалась и знакомая уклончиво сообщила, что кроме мебели смотреть не на что.
Мы поднялись на второй этаж и сразу прошли в Зеленый кабинет императора через гостиную, в углу которой стояла роскошная напольная ваза.
Первое впечатление от кабинета, - здесь никогда не было помещений для отдыха трудящихся, все деликатно. Секретер был найден в одной из хозяйственных построек дворца, правда, неизвестно принадлежал ли он Александру I.
Не упущена не одна деталь, начиная от гардин на окнах и завершая ковром на полу. Все созвучно аромату времени - миниатюрный шахматный столик с фигурами красного и белого цвета, часы редкой работы, портрет матушки Марии Федоровны и прекрасный пейзаж за окном.
Кабинет называют Зеленым, по цвету драпировки стен. Меблировка кабинета не сохранилась, восстанавливали помещение по описям и рисункам художника М.И. Воробьева, которого отличала подробная детализация интерьеров. Гид посоветовал вернуться сюда в солнечный осенний день, когда кабинет наполнится мягким светом и интерьер приобретет другие оттенки и настроение.
Мы вернулись в зал, который мне запомнился напольной вазой. Стиль кабинета называется жакоб. Монументально, симметрично, стройно и уютно. Довольно большое помещение традиционно разбито на рабочую зону и зону отдыха. На столе несколько фигурок маленьких Наполеонов, - это мода конца 19 века.
Доводилось слышать от искусствоведов, что основоположниками этого стиля стали Мейер и Гамбс. Благодаря запрету Павла на поставку мебели из Франции, российские мастера быстро освоили подобную мебель и наладили ее производство.
Далее последовала череда дамских гостиных и кокетливых будуаров нежно-розового и персикового цвета с низкими стульчаками на изогнутых ножках, на которые присаживались дамы в кренолинах. Изящный чайный столик, модные картины, кресла-корытца, вазы для цветов – таково рококо.
Во всех стилизованных гостиных безукоризненно подобраны шторы, их цвет подчеркивает и дополняет ореховую мебель, шелковую обивку, вычурность резного убранства и другие мелочи интерьера. Мебель стиля рококо пришлась по вкусу дворянству и производилась в больших количествах в мастерских Гамбса и Тура.
В последнем помещение в стиле модерн внимание привлекла ваза, изготовленная на швейцарской фабрике в конце 19 века и мраморная левретка с шаром под лапой, охраняющая покой хозяйки.
«Сторожевой лев», работы итальянского мастера, который не лает и не кусает, очень трогателен в своей незащищенности и грациозности.
Охотничий кабинет считается гордостью экспозиции второго этажа и неоднократно использовался во время съемок фильмов. Мастерство резчиков на каждом сантиметре, - пышно, дорого и сложно композиционно. Охотничий гарнитур выполнен по великокняжескому заказу на московской фабрике Шмидта в конце 19 века.
На мой вопрос откуда такая роскошь, гид ответил, что основу экспозиции второго этажа составила мебель, найденная сотрудниками музея в гостиницах Петербурга.
Обратила внимание на маленький предмет, который находился на рабочем столе, называется мелочница. Служил для мелочей, которые иногда необходимы во время работы или случайно оказались на столе.
Фигура бронзового медведя напоминание о случае на охоте, вероятно, приукрашенном, но интересном. Страстью императора была охота. Однажды Александр II прогуливался в Лисинском лесничестве и ему навстречу вышел огромный медведь. Самодержец не растерялся и уложил медведя наповал. В память об этом эпизоде был изготовлена бронзовая фигура медведя, - точная копия лисинского, которая сейчас украшает письменный стол кабинета.
На противоположной стене картина «Зимний пейзаж», которая сразу привлекла внимание. Пейзаж принадлежит кисти модного художника конца 19 века Ю.Ю. Клевера, любимчика царских особ. Его картины были в коллекции графа Строганова и императора Александра II. Художник писал в основном пейзажи и получал щедрые вознаграждения за свои картины. В нашем веке его картины неплохо продаются на аукционах в ценовых пределах от 175 до 280 тысяч долл.
Мебель последнего зала приписывают кабинету Столыпина, который вместе с семьей был приглашен императором во дворец и провел на острове три лета. Его дочь Мария Бок эмоционально описала переезд в Елагиноостровский дворец:
«Можно себе представить, каким наслаждением было переселиться туда после жизни в Зимнем дворце! Как-то поразительно скоро обжились мы в новом месте….и взрослые и дети – все были в восторге. Папа мог несколько раз в день между занятиями выходить в сад подышать свежим воздухом, а мы все время проводили вне дома».
Знаменитая речь Столыпина в Государственной Думе о великой России готовилась в стенах Елагина дворца. Здесь было объявлено о помолвке старшей дочери Марии с офицером императорской яхты лейтенантом Б.И. Боком, здесь же Петр Аркадьевич провел последнее заседание Совета министров.
Все лето премьера преследовали предчувствия, и 1 сентября в Киевском театре на глазах императорской семьи П. А. Столыпин был ранен.
Спасибо, что прочитали!