Эксперименты над людьми в XIX в. потрясали общество. Учитель, о котором, пойдёт рассказ, решила наглядно показать последствия расизма.
Активистка Джейн Эллиот, разделила учеников по цвету глаз, чтобы дети из-за особенностей внешности почувствовали себя человеком второго сорта.
Такие установки легко формируются в детстве, влияя уже на взрослого человека. Психологам сложно вывести ребёнка из такого состояния.
В предыдущей статье описано, какие установки определяют доход. Тот же подсознательный алгоритм поведения, влияет, как человек оценивает мир и себя. К примеру, люди которые переживают из-за разреза глаз, веса, голоса, в детстве пережили похожую ситуацию:
Учительницу начальных классов Джейн Эллиот, волновал вопрос расовой дискриминации. В то время, притесняли людей с другим цветом кожи.
Во время урока, обсуждали, считают ли школьники братским народом людей с чёрной кожей, индейцев, азиатов. Половина класса ответили, что это невозможно.
Джейн, чтобы объяснить понятие «расизм» предложила детям испытать, какого это, когда отвергают из-за внешности.
Упражнение началось с того, что учеников разделили на две группы «Голубые и карие».
Первая группа имела привилегии, тогда как кареглазым детям выставили условия:
— нельзя пить воду из крана
— запрещается оставаться на перемене наравне с другой группой
— играть с теми у кого голубые глаза, потому, что «вы хуже, чем они»
— надевали специальный предмет одежды
— подчёркивали, что кареглазые дети «тупее» и постоянно доставляют проблемы
Школьникам понадобилось 15 минут, чтобы начать издеваться над друзьями, только из-за того, что у тех карий цвет глаз. Эксперимент даже отразился на успеваемости учащихся.Здесь понятно, кто начал учиться лучше, а кто хуже.
Прошло 2 дня.
Кареглазые школьники пребывали в подавленном состоянии. Даже те, кто занимал лидерские позиции в классе, чувствовали себя неуверенно. А доброжелательные дети с голубыми глазами превращались в жестоких. Тогда Джейн, объявила, что произошла ошибка. Учеными доказано, дети с карим цветом глаз, намного способнее остальных.
Группы поменялись местами.
Вчерашние аутсайдеры с мстительной радостью издевались над одноклассниками. И ситуация повторилась с точностью, до наоборот.
Через пару дней упражнение завершили
Поняв, что означает «расизм», ученики плакали и обнимали друг друга. Сделав вывод, что нельзя судить о человеке, ориентируясь, только на внешний вид.
Этот эксперимент Джейн Эллиот повторяла неоднократно. Даже выступала на телевидении. А после, журналисты сняли документальный фильм, где школьники подвергались унижению со стороны одноклассников из-за цвета глаз.
Фильм вызвал общественный резонанс, и действия учительницы раскритиковали. Несмотря на протесты родителей, Джейн продолжала работать в школе.
А после разработала корпоративные тренинги для сотрудников по развитию толерантности.
За годы практики награждена, в том числе и за «выдающиеся достижения в области образования».
Эта история показывает, как ценности женщины повлияли на ее профессиональное развитие. А также открывает проблему разговора о расизме внутри семьи. Однако, чем раньше поговорить с детьми, тем лучше. Ведь признаки расовых предпочтений формируются с 5 месяцев, а проявляются уже к 5 годам.
До сих пор возникает вопрос, насколько оправдано помещение детей в травмирующую ситуацию. А как бы вы отнеслись, если бы сегодня учительница — активистка решила провести такое упражнение? Напишите в комментариях