На самом деле, здесь должна быть другая статья. И кто-то уже может предположить, какая именно, но… пока не получается. А что касается этой статьи… Так получилось, что к моей статье про «атаку жуков» было очень много комментариев в том смысле, что «это что же за фигня была в книге, не мог Хайнлайн такого написать!». Или – «ну и ерунду писал этот ваш Хайнлайн!». Ну что же, я подозревал, что довольно много народа смотрело фильм и не читало книгу. Я видел таких людей в одном из мест, где я работал. Но, среди них не было ни одного человека, который любил бы фантастику. Эти люди даже сатиры в фильме не поняли, для них это был просто «классный мясной боевичок!». Но вот, предположить, что такие люди будут на канале про космическую оперу и фантастику… я, понятное дело, не мог. Однако, бывает и такое. Ну что же, придётся заняться «разъяснительной работой», хотя я и не думал, что будет такая необходимость.
Статья создана при поддержке моих подписчиков на платформе Boosty: Belsnickel, Igor Sablin, Madshmax, Squatterbloat, Александр Барышников, Алексей Попов, Анатолий Ломовцев, Вадим Юрков, Василий, Виктор Айрон, Ильдар Арасланов, Сергей Ряховский, Петр Усов, Nikolausta, Влад; Борисов, Павел Павлов, Птица Птица, Olov Viking, Одиннадцатый Примарх, Arti и Lorgar Balthasar. Огромное им за это спасибо!
Итак, для начала, всё то, о чём я писал в статье про атаку «жуков» на Землю, было только в «художественном фильма» Пола Верховена. Роберт Хайнлайн такого бреда, который был показан в фильме, НЕ ПИСАЛ! Более того, он и не думал об этом! Роман Роберта Хайнлайна – не боевик, а… такие философские рассуждения об идеальном мире будущего, о том, какой, по мнению автора, должна быть армия будущего. Понятное дело, что идеи Хайнлайна, в общем-то, являлись утопичными, но, в то же время, довольно интересными. Это и рассуждения о том, что гражданство можно только заслужить – при этом, не только на военной службе, но и на гражданской. И не было на этой службе ничего лёгкого или приятного. Там была именно что «служба». Тяжёлая, опасная, но – требующая ответственности. И эту ответственность служба в людях вырабатывала. Смог выдержать условный «контракт»? Молодец! Вот тебе полные гражданские права, живи и радуйся. И немало было людей, которые даже не стали пробовать всё это дело – им было проще жить так. Правы они, или нет? Я не знаю. Даже сам автор не даёт ответа на этот вопрос, он просто констатирует факт.
Но, точно так же как был прекрасен роман Хайнлайна, точно так же отвратителен фильм Верховена. Нет, я могу согласиться с тем, что если не читать книги, если смотреть просто «мясной боевик» – то всё неплохо. Более того, если ещё и отыскать ту самую сатиру, которая в фильме совершенно точно есть – то фильм можно назвать неплохим. Проблема только в том, что сатиру в нём, например, среди тех, с кем я этот фильм обсуждал, смогло найти не так уж много народу. Ну, просто, потому что, несмотря на нарочитые отсылки к нацизму, к выпускам новостей (помните, «Бурю в пустыне»? Там ведь тоже шли боевые действия в прямом эфире) и другие вещи – те, кто в России смотрел фильм, просто не поняли всего этого. Они ждали фантастический боевик – и они смотрели фантастический боевик. Я, например, заметил, что «орёл» Федерации очень сильно похож на «ворону» нацистов, но… тоже не придал этому значения. И форма разведчиков – тоже была похожа на нацистскую, но… я-то был расстроен тем, что вместо фильма «по книге», мне показали какую-то невнятную муть. Так что – я особо не присматривался к тому, кто там в какой форме рассекает, и кто там на что ссылается. Потому-то, сатиру и не оценили, кстати говоря. Те, кто мог бы – ждали фильма по книге, а остальные просто смотрели боевик…
Но, давайте я расскажу, как оно было на самом деле. Сначала, как говорится, «официальная версия». Да-да, кавычки тут не просто так. Дело в том, что лейтенант Джефф Моро, с позывным «Джокер» (кто узнал, кто это – тот молодец), сказал, что «только идиоты верят официальным версиям!». Собственно, он был прав. Так вот, официальная версия гласит, что Верховен, с трудом прочитав две главы романа, брезгливо отбросил его в сторону, позвонил сценаристу «Робокопа», и гадливо протянув ему книгу (наверное, поднять успел!), сказал что-то, что ему нужен сценарий «вот по этому». Тот ушёл, и написал то, что мы потом увидели. Но… на самом деле, всё было совсем не так.
Я не буду обсуждать слухи о том, что в первом варианте сценария было довольно близко к тексту, что там были и скафандры и «жуки» имели нормальную цивилизацию и всё остальное, но на это просто не дали денег. Слухи эти, конечно, интересные, но не более того. А в официальную версию я не верю потому, что сценарист, который пишет сценарий по готовому сюжету, всё же старается придерживаться хотя бы основной сюжетной линии. А что тут? А тут – всё, что было в книге философского и важного – просто вывернуто наизнанку. То есть, это уже заслуги самого Верховена. Если он говорил о том, что изначально хотел именно сатиру, если сам смысл романа так гениально вывернут наизнанку и развёрнут на 180 градусов – значит, Верховен совершенно точно знал, что именно должно быть в сценарии. А это говорит о том, что книгу он совершенно точно читал и даже понял. То, что он её возненавидел – с этим я даже спорить не буду. Всё же, сразу после публикации, Хайнлайна, как только не называли – и, кстати говоря, совершенно напрасно. Я-то роман читал, и знаю его очень и очень хорошо. Единственное, что можно хоть как-то «натянуть» на все эти обвинения – это слова Рико о том, что «дайте нам задание высадиться в город и похватать всех рябых и рыжих – сделаем». И всё. Да, тут «попахивает», в какой-то степени. Но, лишь в какой-то степени. Я, знаете, ли встречал книги в которых и вовсе было «Люди превыше всего!», книги, в которых авторы буквально пели дифирамбы нацизму в самом худшем его проявлении – и ничего. Почему-то этих авторов никто не клеймил и не ругал. А вот на Хайнлайна каких только ярлыков не повесили…
Так вот, Верховен снимал именно сатиру. Удачной она была, или нет – вопрос сложный. Кто-нибудь, из тех, кто родился в СССР, посмотрев «Робокопа» в 90-х, смог оценить всю сатиру этого фильма? А там её немало, кстати говоря. Но, «Робокоп» хорош и так. Я в первый раз, когда его посмотрел, сатиры не видел – так как не знал про США вообще ничего. Я просто смотрел хорошее кино. В случае с «Звёздным десантом» такого эффекта не было. О причинах я уже говорил. Я был расстроен тем, что вместо «кино по книге», показали… какую-то муть.
Теперь давайте поговорим о той статье, что я написал про атаку «жуков». Если брать книгу, то они на самом деле устроили несколько рейдов в Солнечную систему. На космических кораблях. На нормальных кораблях, так как у «жуков» была нормальная машинная цивилизация с кораблями и всем остальным. И да, они спалили Буэнос-Айрес, станцию на Плутоне и что-то ещё. И, кстати говоря, Б-А не был родным городом Рико. Более того, вообще сложно сказать, где именно они все жили. Это мог быть и Лос-Анджелес, и любой другой город, в котором был примерно такой же климат. Ну, просто и Рико, и Кармен – люди южного типа, теплолюбивые. Так что, вряд ли они могли жить, например, там же, где и я. Может, южные регионы России, конечно, но… вряд ли.
Так вот – «жуки» по роману, имели весьма развитую машинную цивилизацию. Их воины пользовались оружием, их рабочие умели не только копать и не копать. Их «интеллектуалы» мало двигались да, и в фильме их показали, в общем-то, верно. Кстати, и про матку в романе примерно такие же предположения были, как и в одном из продолжений. И да, это тоже говорит о том, что роман всё же кто-то читал… Но вот сам фильм полностью перевирает сюжет книги, буквально выворачивая его наизнанку. И то, что астероид на Буэнос-Айрес запросто могли сбросить сами люди – вполне себе вписывается в концепцию того бреда, который показал нам Пол Верховен. Но важно то, что в книге Хайнлайна ТАКОГО НЕ БЫЛО! И, если кто-то роман не читал… Он есть в Сети. Его можно прочитать, что называется, «без смс и регистрации». Так что – советую. Очень советую…
Моя страничка на Boosty, где статьи выходят чаще. И если Вы любите фантастику так же, как люблю её я - подпишитесь на канал "Переплёт", автор которого о фантастике знает если и не всё, то почти всё - точно!