Найти тему

«Звёздный десант». Разъяснения…

Обложка романа
Обложка романа

На самом деле, здесь должна быть другая статья. И кто-то уже может предположить, какая именно, но… пока не получается. А что касается этой статьи… Так получилось, что к моей статье про «атаку жуков» было очень много комментариев в том смысле, что «это что же за фигня была в книге, не мог Хайнлайн такого написать!». Или – «ну и ерунду писал этот ваш Хайнлайн!». Ну что же, я подозревал, что довольно много народа смотрело фильм и не читало книгу. Я видел таких людей в одном из мест, где я работал. Но, среди них не было ни одного человека, который любил бы фантастику. Эти люди даже сатиры в фильме не поняли, для них это был просто «классный мясной боевичок!». Но вот, предположить, что такие люди будут на канале про космическую оперу и фантастику… я, понятное дело, не мог. Однако, бывает и такое. Ну что же, придётся заняться «разъяснительной работой», хотя я и не думал, что будет такая необходимость.

Статья создана при поддержке моих подписчиков на платформе Boosty: Belsnickel, Igor Sablin, Madshmax, Squatterbloat, Александр Барышников, Алексей Попов, Анатолий Ломовцев, Вадим Юрков, Василий, Виктор Айрон, Ильдар Арасланов, Сергей Ряховский, Петр Усов, Nikolausta, Влад; Борисов, Павел Павлов, Птица Птица, Olov Viking, Одиннадцатый Примарх, Arti и Lorgar Balthasar. Огромное им за это спасибо!

Это ОН всё это устроил! Не Хайнлайн, а Верховен!
Это ОН всё это устроил! Не Хайнлайн, а Верховен!

Итак, для начала, всё то, о чём я писал в статье про атаку «жуков» на Землю, было только в «художественном фильма» Пола Верховена. Роберт Хайнлайн такого бреда, который был показан в фильме, НЕ ПИСАЛ! Более того, он и не думал об этом! Роман Роберта Хайнлайна – не боевик, а… такие философские рассуждения об идеальном мире будущего, о том, какой, по мнению автора, должна быть армия будущего. Понятное дело, что идеи Хайнлайна, в общем-то, являлись утопичными, но, в то же время, довольно интересными. Это и рассуждения о том, что гражданство можно только заслужить – при этом, не только на военной службе, но и на гражданской. И не было на этой службе ничего лёгкого или приятного. Там была именно что «служба». Тяжёлая, опасная, но – требующая ответственности. И эту ответственность служба в людях вырабатывала. Смог выдержать условный «контракт»? Молодец! Вот тебе полные гражданские права, живи и радуйся. И немало было людей, которые даже не стали пробовать всё это дело – им было проще жить так. Правы они, или нет? Я не знаю. Даже сам автор не даёт ответа на этот вопрос, он просто констатирует факт.

Нацистская форма и на генерале, и на разведчике, верно...
Нацистская форма и на генерале, и на разведчике, верно...

Но, точно так же как был прекрасен роман Хайнлайна, точно так же отвратителен фильм Верховена. Нет, я могу согласиться с тем, что если не читать книги, если смотреть просто «мясной боевик» – то всё неплохо. Более того, если ещё и отыскать ту самую сатиру, которая в фильме совершенно точно есть – то фильм можно назвать неплохим. Проблема только в том, что сатиру в нём, например, среди тех, с кем я этот фильм обсуждал, смогло найти не так уж много народу. Ну, просто, потому что, несмотря на нарочитые отсылки к нацизму, к выпускам новостей (помните, «Бурю в пустыне»? Там ведь тоже шли боевые действия в прямом эфире) и другие вещи – те, кто в России смотрел фильм, просто не поняли всего этого. Они ждали фантастический боевик – и они смотрели фантастический боевик. Я, например, заметил, что «орёл» Федерации очень сильно похож на «ворону» нацистов, но… тоже не придал этому значения. И форма разведчиков – тоже была похожа на нацистскую, но… я-то был расстроен тем, что вместо фильма «по книге», мне показали какую-то невнятную муть. Так что – я особо не присматривался к тому, кто там в какой форме рассекает, и кто там на что ссылается. Потому-то, сатиру и не оценили, кстати говоря. Те, кто мог бы – ждали фильма по книге, а остальные просто смотрели боевик…

Но, давайте я расскажу, как оно было на самом деле. Сначала, как говорится, «официальная версия». Да-да, кавычки тут не просто так. Дело в том, что лейтенант Джефф Моро, с позывным «Джокер» (кто узнал, кто это – тот молодец), сказал, что «только идиоты верят официальным версиям!». Собственно, он был прав. Так вот, официальная версия гласит, что Верховен, с трудом прочитав две главы романа, брезгливо отбросил его в сторону, позвонил сценаристу «Робокопа», и гадливо протянув ему книгу (наверное, поднять успел!), сказал что-то, что ему нужен сценарий «вот по этому». Тот ушёл, и написал то, что мы потом увидели. Но… на самом деле, всё было совсем не так.

Я не буду обсуждать слухи о том, что в первом варианте сценария было довольно близко к тексту, что там были и скафандры и «жуки» имели нормальную цивилизацию и всё остальное, но на это просто не дали денег. Слухи эти, конечно, интересные, но не более того. А в официальную версию я не верю потому, что сценарист, который пишет сценарий по готовому сюжету, всё же старается придерживаться хотя бы основной сюжетной линии. А что тут? А тут – всё, что было в книге философского и важного – просто вывернуто наизнанку. То есть, это уже заслуги самого Верховена. Если он говорил о том, что изначально хотел именно сатиру, если сам смысл романа так гениально вывернут наизнанку и развёрнут на 180 градусов – значит, Верховен совершенно точно знал, что именно должно быть в сценарии. А это говорит о том, что книгу он совершенно точно читал и даже понял. То, что он её возненавидел – с этим я даже спорить не буду. Всё же, сразу после публикации, Хайнлайна, как только не называли – и, кстати говоря, совершенно напрасно. Я-то роман читал, и знаю его очень и очень хорошо. Единственное, что можно хоть как-то «натянуть» на все эти обвинения – это слова Рико о том, что «дайте нам задание высадиться в город и похватать всех рябых и рыжих – сделаем». И всё. Да, тут «попахивает», в какой-то степени. Но, лишь в какой-то степени. Я, знаете, ли встречал книги в которых и вовсе было «Люди превыше всего!», книги, в которых авторы буквально пели дифирамбы нацизму в самом худшем его проявлении – и ничего. Почему-то этих авторов никто не клеймил и не ругал. А вот на Хайнлайна каких только ярлыков не повесили…

Этот фильм отлично смотрелся даже без понимания всей той сатиры...
Этот фильм отлично смотрелся даже без понимания всей той сатиры...

Так вот, Верховен снимал именно сатиру. Удачной она была, или нет – вопрос сложный. Кто-нибудь, из тех, кто родился в СССР, посмотрев «Робокопа» в 90-х, смог оценить всю сатиру этого фильма? А там её немало, кстати говоря. Но, «Робокоп» хорош и так. Я в первый раз, когда его посмотрел, сатиры не видел – так как не знал про США вообще ничего. Я просто смотрел хорошее кино. В случае с «Звёздным десантом» такого эффекта не было. О причинах я уже говорил. Я был расстроен тем, что вместо «кино по книге», показали… какую-то муть.

Теперь давайте поговорим о той статье, что я написал про атаку «жуков». Если брать книгу, то они на самом деле устроили несколько рейдов в Солнечную систему. На космических кораблях. На нормальных кораблях, так как у «жуков» была нормальная машинная цивилизация с кораблями и всем остальным. И да, они спалили Буэнос-Айрес, станцию на Плутоне и что-то ещё. И, кстати говоря, Б-А не был родным городом Рико. Более того, вообще сложно сказать, где именно они все жили. Это мог быть и Лос-Анджелес, и любой другой город, в котором был примерно такой же климат. Ну, просто и Рико, и Кармен – люди южного типа, теплолюбивые. Так что, вряд ли они могли жить, например, там же, где и я. Может, южные регионы России, конечно, но… вряд ли.

В книге его поймал Зим, здесь тоже. Только на Зиме броня была...
В книге его поймал Зим, здесь тоже. Только на Зиме броня была...

Так вот – «жуки» по роману, имели весьма развитую машинную цивилизацию. Их воины пользовались оружием, их рабочие умели не только копать и не копать. Их «интеллектуалы» мало двигались да, и в фильме их показали, в общем-то, верно. Кстати, и про матку в романе примерно такие же предположения были, как и в одном из продолжений. И да, это тоже говорит о том, что роман всё же кто-то читал… Но вот сам фильм полностью перевирает сюжет книги, буквально выворачивая его наизнанку. И то, что астероид на Буэнос-Айрес запросто могли сбросить сами люди – вполне себе вписывается в концепцию того бреда, который показал нам Пол Верховен. Но важно то, что в книге Хайнлайна ТАКОГО НЕ БЫЛО! И, если кто-то роман не читал… Он есть в Сети. Его можно прочитать, что называется, «без смс и регистрации». Так что – советую. Очень советую…

Моя страничка на Boosty, где статьи выходят чаще. И если Вы любите фантастику так же, как люблю её я - подпишитесь на канал "Переплёт", автор которого о фантастике знает если и не всё, то почти всё - точно!