- Эта Ольга Леонидывна совсем меня с ума свести хочет! - бубнит себе под нос третьеклашка Настёна, подходя к своей парте рядом с моим столом.
- Что случилось, Настён?
- Она говорит, что я дежжжурная, а я не дежжурная! - нажимает Настёна с обидой на букву Ж.
- Она не хочет дежурить! - налетели на меня с жалобами её одноклассники.- У нас же группы! Первая уже отдежурила, потом была вторая, а сейчас вот третья. Настёна в третьей, она дежурная!
- Я не дежурная! - совсем уже закипает и краснеет третьеклашка.
Понимаю, что что-то здесь не то. Настёна своеобразная девчонка, несколько медлительная, суровая, сосредоточенная, такое ощущение, что каждое слово, каждое действие, усилие ей с трудом даётся. Вернее даже не с трудом, а с внутренним напряжением каким-то. Но тетрадки у неё аккуратные всегда: и домашняя работа, и на уроке тоже. Но медленно. Подозреваю, что и с этим дежурством не всё так быстро, просто и понятно.
- Настён, а кто такие дежурные? Я не знаю ваших правил, я же у вас не учусь, что дежурные делают?
- Дежурные это... - подхватили её одноклассники.
- Так, стоп. Я спрашиваю не вас, я спрашиваю Настёну, она мне и ответит. Остальные помолчат.
Мне было важно услышать, как она понимает это слово, а не то, что расскажут остальные.
- Я... это... дежурные - с трудом справляясь с эмоциями, начинает рассказ Настёна. - они... это... ну вечно дерутся, когда они у нас в классе, а я не дерусь, я не дежжжурная!
- Ты думаешь, что дежурные, это те кто дерутся? Вот смотри, есть слово, у слова есть корень, дежурные, корень - "деж", а дерутся, корень "дер". Корни-то разные. Да, похожи слова, но корни отличаются на одну букву и значат разное. Как нога и носок. Разные же слова, но начинаются на одинаковые буквы. Ты подумай над этим, может и у тебя эти слова разные...
- Хорошо... - кивает Настёна и уже звенит звонок на мой урок.
Не стала я объяснять ей значения этих слов, думаю дальше она сама разберётся, а объяснение про корни её явно успокоило. И после моего урока она уже радостно бегала с девчонками на перемене.
После я подошла к классному руководителю, рассказала ей эту историю, вместе умилялись над рассуждениями Настёны.
- Всё, я поняла, я её сейчас похвалю, как хорошо она в столовой отдежурила, заодно и объясню ещё раз всё, что должны делать у нас дежурные на самом деле, - подытожила Ольга Леонидовна.