Найти тему

Два скандала на одной выставке: история Парижского салона 1865 года

Оглавление

Выставка "свежих" картин - всегда лотерея, которая может как принести художнику славу и почитание, так и испортить ему репутацию и здорово потрепать нервы. За новостями с открытия крупных выставок можно было следить как за остросюжетным фильмом! Особенно это касалось выставок французской Академии изящных искусств, которые официально назывались "Парижский салон" - это были одни из самых престижных выставок в истории искусства. И самых скандальных.

Сегодня хотим рассказать вам о Парижском салоне 1865 года, на котором случилось сразу два больших скандала, причём оба были связаны с Эдуардом Мане.

1. Мане и Моне

Эдуард Мане и Клод Моне - художники, которых постоянно путают из-за созвучности фамилий. А началось всё с Парижского салона.

В 1865 году Эдуард Мане отправил в Салон две новые картины - великолепную "Олимпию" и "Поругание Христа", за которые рассчитывал заслужить бурные овации, медаль и признание. В предыдущие годы критики не были благосклонны к нему, но в этом-то году он всей душой надеялся на успех. И прогуливаясь в день открытия по Салону, Мане и правда ловил аплодисменты и восторженные отзывы в свой адрес - но не за обнаженную красавицу на холсте или библейский сюжет, а за какие-то пейзажи!

Недоумевающий художник нашёл зал, где выставлялись его картины, и рядом с ними увидел ещё две - пейзажи, подписанные его фамилией. Да ещё и с ошибкой - Моне вместо Мане!

Мане, конечно, впал в ярость. Какой-то художник-выскочка назвался его фамилией, чтобы нажиться на его славе. Найти мерзавца и восстановить справедливость!

Портрет Мане кисти Анри Фантен-Латура и автопортрет Моне
Портрет Мане кисти Анри Фантен-Латура и автопортрет Моне

Как оказалась, этим "мерзавцем" был Клод Моне, тогда ещё никому не известный, но очень талантливый. Потому-то его и перепутали с Мане. У Моне и в мыслях не было красть славу человека, чьим творчеством он восхищался. Поэтому, услышав о скандале в Салоне, молодой художник здорово испугался.

Встреча Мане и Моне состоялась лишь через пару месяцев после открытия злополучного Салона. Художники встретились - и почти тут же подружились. Их дружба длилась до самой смерти Мане, а Клод Моне после ухода друга делал многое, чтобы увековечить его память для потомков.
Тому, что "Олимпию" Мане мы можем увидеть в музее Орсе, мы обязаны именно Клоду Моне. Иначе где бы она была сейчас!..

2. "Олимпия"

К слову об "Олимпии". Путаница художников была не единственным поводом для скандала в Салоне 1865 года. "Олимпия" Мане вызвала небывалый переполох, и сейчас связанную с ней историю называют чуть ли не самым крупным скандалом в мире живописи XIX века!

"Никогда и никому еще не приходилось видеть что-либо более циничное, чем эта „Олимпия“. Это - самка гориллы, сделанная из каучука и изображенная совершенно голой, на кровати".

Комментарии такого рода публиковали критики. А возмущённые "аморальностью и вульгарностью" зрители в полотно и вовсе чуть ли не плевали! Картина вообще уцелела только благодаря охране. В самого Мане мальчишки на улице бросали камни, а полицейские их подзуживали.

"Завтрак на траве" Мане
"Завтрак на траве" Мане

Конечно, создавая "Олимпию", Мане понимал, что для публики это будет в какой-то мере провокация. За несколько лет до этой истории он показывал в Салоне отверженных другую свою картину, тоже вызвавшую скандал - "Завтрак на траве". И критики, и зрители картину не приняли, однако Мане в одночасье стал безумно известным. С "Олимпией" художник рассчитывал на похожий эффект, но реальность превзошла его самые сильные опасения. В итоге Мане, спасаясь от преследования, уехал на некоторое время в Испанию.

Обе картины Мане разгневали зрителей своей "непристойностью". А как считаете вы - эротике есть место в стенах приличных музеев? Где грань между искусством и пошлостью?

_____________________

📌Посетить выставки в Москве: vekarta.ru
Режим работы до 19 марта:
Будни с 12:00 до 21:00
Выходные с 11:00 до 20:00

Музеи
137 тыс интересуются