Рубрика «Стар Трек: космический уровень психологии общения». Выпуск 1. Оригинальный сериал (1966-1969), сезон 1, первая серия «Ловушка» («The man trap»)
Очень много про общение и психологию, и очень мало про звезды – так бы я охарактеризовала фантастический сериал «Стар трек» («Звездный путь»). Собственно, этим он меня и очаровал. И хотя фантастику я очень люблю саму по себе, психология общения под космическим соусом показалась мне невероятно привлекательным блюдом.
В первой серии «Звездного пути» мы можем наблюдать крайне интересный механизм, который очень часто встречается в общении между людьми. Серия называется «Ловушка», и это самое подходящее слово для данного механизма.
Люди, склонные к психологическим играм, попадают в нее гораздо чаще, чем те, кто уже обрел уверенность и психологическую зрелость. Но, как говорится, а на старуху бывает проруха. От игр и иллюзий никто не застрахован.
Итак, в центре сюжета – встреча с инопланетным уродливым монстром, который убивает людей, чтобы высосать из их тел соль, необходимую ему для выживания. Так, эта часть к психологии общения не относится. А вот это уже интересно: чтобы взаимодействовать с людьми и получать от них то, что ему нужно, чудище принимает облик любого человека – такого, какого его собеседник желает видеть.
Это – классика манипуляций. Манипулятор всегда прибегает к манипуляциям именно для того, чтобы что-то получить от своего партнера по общению. И да, манипулятор, как правило, говорит то, что люди хотят слышать, и предстает тем, кем его хотят видеть.
Для доктора Маккоя монстр принял облик его бывшей, Нэнси – причем такой, какой она была лет 10-12 назад. Капитан Кирк также видел монстра как Нэнси, но только в том возрасте, в каком она реально должна была бы быть. Для археолога Крейтора монстр также принимал облик Нэнси, его покойной жены (за него Нэнси вышла замуж после расставания с Маккоем). Рядовой увидел монстра как красавицу-блондинку, которую когда-то встречал на другой планете.
Чтобы монстра пропустили на корабль, он принял облик одного из членов экипажа. Чтобы расположить к себе связистку Ухуру, чувствующую одиночество, – облик привлекательного мужчины. Чтобы получить доступ к информации и обществу капитана, монстр обернулся самим доктором Маккоем…
Хочется сказать: «Ах, какой гадкий, хитрый, плохой монстр!». Но лучше спросить: «А в чем же, собственно, ловушка?».
Ловушка общения заключается в том, что сначала жертва манипуляций должна быть готова поддаться иллюзиям, и лишь потом уловки манипулятора сработают.
Люди действительно очень часто, глядя на других, видят не их самих, а то, какими они хотят их видеть.
У доктора Маккоя остались к Нэнси теплые чувства, сквозь призму которых он и воспринимал инопланетного урода.
Роберт Крейтор сказал Маккою:
– Вы видели мою жену сквозь призму ваших былых чувств, доктор.
Позже и сам Маккой признал в разговоре с капитаном:
– Клянусь, Джим, когда я увидел ее в первый раз, она выглядела как 10 лет назад. Конечно, в тот момент я смотрел на нее сквозь романтическую дымку.
Его любовь всё еще была сильна, а потому монстру было проще поддерживать связь именно с этим персонажем. В облике Нэнси монстр говорит доктору:
– С другими у меня не такая сильная связь, как с тобой. Твои воспоминания обо мне так ярки!
Иными словами, наши собственные чувства питают наши иллюзии. Нет иллюзий – манипулятор просто не сможет этим воспользоваться.
В этом иногда и кроется причина, по которой забыть бывшего партнера очень сложно – мы можем смотреть на него и видеть его таким, каким когда-то полюбили. И бывшие иногда этим пользуются, продолжая присутствовать в жизненном пространстве своего партнера из прошлого.
Зачем это манипулятору? Фильм дает два ответа на это вопрос. Во-первых, это всего лишь защита, способ социального выживания. Во-вторых… Здесь всё уже совсем глубоко. Но мы всё-таки заглянем.
Археолог Крейтор в защиту инопланетного монстра говорит:
– Ему нужна любовь так же сильно, как соль.
И многие психологи и психотерапевты действительно утверждают, что глубоко-глубоко за всеми манипуляциями всегда скрывается потребность в любви и боль от недоступности этой любви.
Не знаю, станет ли кому-то легче от знания того, что им манипулируют из желания быть любимым.
А что с теми, кем манипулируют? Почему и зачем они попадают в эту ловушку, выдают желаемое за действительное и живут в иллюзиях? Ответы на этот вопрос у «Звездного пути» довольно жесткие.
Когда Крейтор стал оправдывать и защищать существо, которое когда-то убило его жену, капитан Кирк выступил прямо-таки с пламенной речью:
– Вы перестарались, изображая благородство, Крейтор. Вы охраняете последнее животное этого вида или просто создали себе частный Рай? Оно может стать женой, лучшим другом, мудрецом, дураком, рабом. Разве плохо иметь под рукой любого жителя Вселенной и всегда выигрывать в спорах?
Пожалуй, это горькая правда, но это правда. Тот, кем манипулируют, всегда тоже имеет некоторую выгоду от своего пребывания в иллюзиях. Это красиво, удобно, приятно, легко. Это действительно своего рода «рай». И пребывать в нем гораздо проще, чем вернуться в реальную жизнь и начать строить реальные отношения.
Человек освобождается от иллюзий лишь тогда, когда становится морально и психологически готов отвечать за свою жизнь и то, что в ней происходит. А это уже история о том, чтобы не убегать от реальности, не быть жертвой манипуляций, а, наконец-то, обрести психологическую зрелость и повзрослеть.
В сериале инопланетное существо убивают, оно перестает существовать. В жизни достаточно сделать так, чтобы, например, бывший перестал существовать в жизненном пространстве того человека, с которым он расстался. Уходя - уходи. А если не уходит, что ж – можно ему помочь, закрыв дверь.