Бобрый день, дорогие читатели!
Последние два дня я чувствую, что рекомендация-требование моих девчонок сбавить обороты имела смысл или, как тут говорят «мала рацiю».
Я довольно придирчиво отношусь к некоторым словам. Во всяком случае к тем, которые считаю душеобразующими для той или иной цивилизации, и для нас, медведе́й, слово «смысл» считаю чем-то вроде одной из опорных точек нашей духовности (как понял читатель, духовность я склонен искать не в своде правил или догм, а, скорее, в тех понятиях, на которые постоянно настроено наше внутреннее «око Саурона»).
Хосспаде!!! Ну это ж надо было «смысл» рацией обозвать! Я не жил здесь в 80-х (только временами бывал), но я же общался с местными в 90-х! Так в ту пору над этой «рацией» ржали даже местные мужи и жёны, ибо до обретения независимости они знали только ту рацию, которая барахлить может.
Я не говорю о западенцах – у них и духовность другая, и язык, в общем-то другой. Отчасти я с ними согласен, когда они говорят, что их «говирку» нужно выделить в отдельный язык, пока не пропала. Возможно, если бы их еще и в отдельную нацию выделили, было бы вообще замечательно, ибо в таком случае Опушка обрела бы более естественный вид, нежели ныне, когда ее пытаются насильно унифицировать.
Так вот до начала независимости большинство местных, хотя и знали, конечно же, украинский язык и говорили на нем (кто от случая к случаю, кто постоянно), но с этим дивным термином знакомы не были. Но потом пошла западенизация и началась свистопляска со всеми этими «гэлыкоптэ́рамы», «шпыта́лями», и прочим. Тогда же стала и «рация» насаждаться.
Для справки: хотя опушкинский язык и считается некоторыми довольно убогим, это не так. Разумеется, он не может сравниться по богатству с имперскими языками, которые всегда богаче неимперских. Но и каким-то заглохшим в собственном соку изолятом он тоже не является. Местами он вполне бывает богат, в частности, слово «смысл» можно заменить где-то полудюжиной слов, среди которых есть и (представьте себе!) совершенно украинское слово «смисл» (читается как «смысл»).
В одном контексте уместнее одно слово, в другом – другое, можно найти место и для «рации», но простой народ такими тонкостями обычно не морочит себе голову, поэтому в ходу была пара вариантов, среди которых основным был «смысл».
Если бы потом, на волне языковой опунизации образовался наплыв всего языкового богатства – это было бы понятно и даже разумно. Но вместо этого началась западенизация и одни слова опушкинского языка стали просто вытесняться теми, которые были в ходу там – в горах, хотя я не так уж уверен, что и там акцент делали на них. Вполне возможно, горным кабанам тоже навязывали ту лексику, которая имела западное происхождение.
Так смысл был частично выдавлен из обихода (к счастью, все же не полностью). Поначалу над «рацией» потешались, но потом это как-то стихло, хотя и сейчас случается созерцать такие спорадические явления.
Столь длинные размышления на тему одного-единственного слова могут показаться излишними, но, как вы давно поняли, автор строк, склонен не просто передавать сухие факты, но и размышлять над ними, порой заостряя внимание не отдельных, показавшихся ему интересными деталях. И, насколько понял уже я, читателю это тоже, порой, бывает интересно.
Одной из таких деталей является язык. Устранение из него отдельных элементов или их изменение обязательно (на мой взгляд) приведет к изменению мышления.
Подтверждения этому я видел неоднократно на примерах субкультур/сект, которые не могут состояться как таковые, если не создадут собственного языка/новояза (не обязательно вербального: язык, скажем, жестов, тоже подходит).
Итак, рекомендуя мне отдохнуть, девчонки зрили в корень. Похоже, пусть не на 100%, но уже отдохнул, тем более, что я в эти дни не только на текстах, но и на многом другом углы посрезал, простив себе много такого, чего обычно не прощаю. Так что можно, аккуратно возвращаться к прежнему формату.
Поскольку время уже поджимает, а «скорость» интернета впечатляет даже по меркам последних дней, далее напишу о том, что думал отложить на другой день, ибо эта тема мне кажется короче (ироническая заметка перед публикацией: креститься надо было, когда такое писал!). Хотя тоже не факт, что получится опубликовать сегодня, с такими-то дивными скоростями.
Итак, вот позвучавший вопрос:
«по поводу охмуренности.. Большая просьба, уважаемый Крок, прокомментировать последние события с гонениями на традиционную веру медведей.. Понимают ли опушкинские обитатели, что это означает?! Вроде, не Ваша тема, но все же?»
Да нет, моя это тема, очень даже моя, тем более, что я у себя на канале о чем только не писал. Рассмотрение же этого вопроса было очень даже запланированным.
Рассмотрю несколько шире: примерно так, как планировал – религиозную жизнь местных в целом.
Разумеется, говорю в первую очередь не «за всю Одессу», а о центральных областях. Если не успею рассказать в один присест – потом продолжу.
Во что/кого верит Опушка?
Преимущественно во Христа.
Нет, в первую очередь она, разумеется, верит в деньги и в то, что однажды набьет свое брюхо еще плотнее, чем раньше, но это квазирелигия.
Если же говорить о более-менее полноценных религиях, то большая часть кабанов, как звалась православными, так ими и зовется и НИЧЕГО МЕНЯТЬ НЕ ЖЕЛАЕТ.
Какие там из них на самом деле православные – это отдельный разговор (думаю, примерно такие же, как и у вас), но, по крайней мере, православие у нас является, так сказать, заявленной религией.
Я выделяю этот, наверное, очевидный нюанс, поскольку уже не первый год сталкиваюсь с непониманием того, что происходит у нас в религиозной сфере на самом деле. Теперь разберу по пунктам и конфессиям.
Католики
Я давно слышу об «окатоличивании» Опушки. Но это полнейшая ерунда! Я здесь больше мусульман и родноверов знаю, чем католиков, несмотря на то, что долгое время тщательно изучал эти вопросы.
Возможно, какие-то попытки предпринимались, но результат следует назвать откровенно убогим.
В одном из городов нашей области, где проживает приятель, была аж попытка построить костёл. Он даже говорил, что какую-то башенку над каким-то приобретенным строением возвели, даже крест на ней поставили.
Но, поскольку никто из толстосумов не желал финансировать этот проект, даже стены отремонтированы не были. Так и стоит недо-костёл обшарпанным и неприбранным, в окружении строительных лесов, хотя не так уж много там было работы.
В целом я вообще, воспринял бы его строительство положительно, даже если бы это случилось в моем городе, ибо, если в нашем городе есть католики, то почему бы им не иметь свое место для собраний? Но властям это не нужно, а самих католиков настолько мало, что они и скинуться ни на что не в состоянии.
При этом, по словам того же товарища, только за последние лет 10 в его городе было возведено штук 10 православных церквей. Часть раскольничьих, но часть и традиционных – Московского патриархата. И почти все – на средства властей или каких-то рвавшихся туда бизнесменов. Думаю, это достаточно четко указывает на то, что у нас тут за «окатоличивание».
К слову, те самые католики, которые хотели было костёлом обзавестись, в итоге, поняв, что скорее помрут, чем это случится, стали по примеру протестантов просто снимать какое-то маленькое невзрачное здание, к которому почти никогда, по словам информатора, почти никто не подходит (чего нельзя сказать о помещениях, снимаемых протестантами).
В общем, если бы те силы, которые «окатоличивают» наш регион, взялись командовать ВСУ, война бы походила на дрёму.
«Сатанисты»
Некогда забросил читать/слушать телеграмм-канал Михаила Онуфриенко во многом по причине того, что, будучи очень точным в одних вопросах, он начинает откровенно бредить, когда речь заходит о религиозной ситуации на Опушке, чем, кстати, приносит вред, поскольку местные тоже его смотрят, и видят, что он порой чуть ли не большую часть кабанов в сатанисты записал.
Соображает ли сам Михаил, что после такого бреда его будут воспринимать как лжеца и даже абсолютно объективную информацию будут воспринимать уже как ложь, я затрудняюсь ответить: вероятно всё заслоняют эмоции.
Нет, сатанисты у нас, разумеется, есть. Но они и у вас есть, и, думаю, что примерно в том же количестве. За все время поисков, я сумел откопать здесь только двоих: один был толковым и образованным и мог считаться таковым в полной степени, а для другого это была только поза и он даже «Сатанинскую библию» Лавэя ниасилил, хотя что там осиливать – этого я не пойму.
Вот и весь могучий местный сатанизм.
К слову, один из лучших способов схлопотать в молодёжной среде в дюндель – это начать позировать тем, что ты сатанист или каким-то образом заставить окружающих заподозрить себя в этом.
Проще всего нарваться на молодых православных, а потом можно еще и от молодых родноверов отгрести: первые не всегда спортивны, но зато очень многочисленны, а вторых крайне мало, но зато почти поголовно спортивны.
И те, и другие видят в сатанистах как не боксерский мешок так ночной горшок. При этом и те, и другие, насколько я понял, склонны сами решать, кто сатанист, а кто нет, и отпираться будет бесполезно.
Возможно, поэтому встретить сатаниста, который прямо об этом заявил бы, очень проблематично. Первый упомянутый мной объект дураком не был и замалчивал это обстоятельство, да и в возрасте уже был.
Тот же второй, о котором я упоминал, бит, вроде бы, не был, но скорее всего, потому, что его здесь считают чем-то вроде смеси городского сумасшедшего и обделенного любовью ничтожества.
А так, сатанистов здесь очень не любят и многим досталось за то, что они кому-то просто показались таковыми, хотя я почти на 100% уверен, что никакими сатанистами они не являлись.
Был тут у нас где-то на Ирдынских болотах «храм» одной странной личности, который считался поначалу родноверческим, ибо именно так был зарегистрирован. Но потом оказалось, что это было сделано только для того, чтобы облегчить регистрацию, ибо на самом деле это были сатанисты в виде т. н. «дьяволопоклонников», которых никто регистрировать не стал бы (тогда, по крайней мере).
Власти хотели было прикрыть сообщество, но местные прикрыли его быстрее: храм был сожжен и более не восстанавливался, что в чем-то очень круто, ибо в те места добраться – это не за пивом сбегать.
Сам основатель сей немногочисленной организации на пару десятков человек со всей области, в итоге перешел в православие, став каким-то там служителем церкви. Правда, имея общих с ним знакомых, могу сказать, что с такими православными и сатанисты не особо нужны. Впрочем, он не один такой «служитель».
Надеюсь, что ситуация с «разгулом сатанизма» в наших краях примерно понятна.
«Язычники»
Еще одно популярное заблуждение – будто бы вся Опушка ударилась в язычество.
Для начала, чтобы удариться в язычество, нужно иметь представления именно о нём, а не о каком-то высосанном из тырнета бреде. Посему разумнее говорить о неоязычестве (коим является 95% родноверия, как минимум) или, как я люблю говорить, о псевдоязычестве.
Примерно за четверть века мне удалось встретить (вживую и через Сеть) не более двух десятков людей, которых я мог бы назвать славянскими действительно язычниками.
Всё остальное – либо очень поверхностный театр, либо спортклуб с этническими/псевдоэтническими мотивами.
Большинство родноверов, которых я встречал у нас (и не у нас) относится к категории, как я их называю, «городских воинов». Думаю, таких вы тоже встречали: эти люди склонны, работая менеджерами по продажам, скажем, набивать на себе татухи, которые считают воинскими, например, уже задолбавших меня волков.
Они то и дело норовят прилепить к себе воинское звание, подгоняя под этот термин одно словоблудие за другим, что лично мне говорит только об одном: насколько меня задолбали волки, настолько этих людей задолбало быть «менеджерами по продажам».
Одним словом, насмотрелся человек сериалов о псевдовикингах, повесил на себя псевдоязыческие цацки, набил пару псевдоязыческих татух, может, потусил пару раз с кем-то на Купалу, демонстрируя дивное сочетание джинсов и вышиванки, и можно уже считать себя последователем славянского язычества.
Попробуйте вообразить себе картину, в которой дикий-предикий папуас пытается в кратчайшие сроки стать православным путем облачения в черный балахон и размахивания дымящимся подобием кистеня: вот какой из него будет православный, такие же у нас и язычники.
Но даже в таком дешево-комичном исполнении родноверов у нас с гулькин нос. В наших местах мне известно примерно о 15-ти особях (раньше было несколько больше). Из них около десятка даже не комичны и худо-бедно тянут на язычников (хотя я бы, скорее, назвал бы их исследователями этого вопроса, чем практиками), но остальные просто заявлены как таковые и полностью соответствуют тому, что было обрисовано выше.
Если же взять простого местного жителя и спросить его, скольких язычников он знает, то почти стопроцентно вы в ответ услышите, что он о таковых только слышал и не более. Оса вот знает только одну женщину, которая знает только одну язычницу (насколько я понял, из тех самых «исследователей»). Думаю, это довольно неплохо указывает на то, насколько распространено это условно-религиозное течение в наших краях.
Конечно, можно сказать, что это объясняется тем, что я живу в дыре, где люди не любят новых веяний, и отчасти это правда, но в крупных городах подобного контингента, хотя и несколько больше, но ненамного.
Поэтому отчасти могу понять возмещение местных жителей, которые (наблюдал картину со стороны) читали перед Рождеством канал М. Онуфриенко, и были возмущены, когда он, говоря об Опушке, сказал «Как можно договариваться с язычниками?».
Разумеется, эти люди, считающие себя стопроцентными православными (даже если они полные подонки, они будут считать себя верующими) были оскорблены в лучших своих чувствах, ибо известно, что назвать православного язычником – значит, оскорбить его, что и было достигнуто, добавив на шкале русофобии еще пару десятых градуса.
Почти на 100% уверен, это этим людям не знаком ни один язычник, ибо в наших краях даже псевдоязычник – есть зверь краснокнижный и не каждой тропою гуляющий. В тырнете их встретить несравнимо проще, чем в жизни, что отчасти объясняет, почему местные в половине случаев считают, что язычники поклоняются либо Дьяволу, либо Ра.
Ах да, забыл сказать о капищах. Разумеется, они здесь у нас на каждом шагу. Так кажется многим. В реальности же, один из лучших способов понять значение выражения «сизифов труд» – это соорудить капище.
Разрушат/осквернят почти наверняка, что указывает как на отношение большинства местных ко всему, что хотя бы частично напоминает язычество, так и на то, что мирной жизни люди не хотели и не хотят, и, если не надеть на них строгий ошейник,они в конце концов все равно организуют ненависть по любому поводу.
Так что жив дух религиозных войн, жив, хотя и не так силён, как прежде!
Но в принципе, как и национализм всегда тлеет и, являясь чем-то вроде условно-патогенной флоры, может служить чем-то вроде показателя здоровья общества: если власть держит эти явления под каблуком - значит со здоровьем относительный порядок. Если же они начинают пробиваться наверх - страна больна.
В Киеве вон возвели было какое-то подобие капища, так его сразу то ли сожгли, то ли другим способом осквернили. Потом там что-то на скорую руку восстановили, но целым это сохранилось лишь по причине, что кто-то там следит за безопасностью (как-то раз чуть до драки не дошло), иначе итог был бы тем же самым.
По озвученной выше причине у нас здесь уцелело только одно «капище», находящееся в укромном уголке. Впрочем, укромный уголок не спас бы, если бы о нем знали местные. Но поскольку пользующие его язычники о себе кричать на намерены, то о нем не знают. Впрочем, я могу быть недостаточно осведомлен и ему уже досталось.
Также, поскольку ни разу там не был, могу допустить, что капище – это просто ритуальное место, где нет никаких постоянных сооружений, так что осквернять там попросту нечего.
Поскольку такой ход пользуется некоторыми российскими родноверами, которые понимают, что без охраны объект, скорее всего, превратят в отхожее место (если не православные из числа фанатиков, то обычное быдло, которому бывает в радость почувствовать себя ни много ни мало борцами за истинную веру), то подозреваю, что нечто подобное имеется и в этом случае.
Так что, надеюсь, что степень «язычизации Опушки» тоже примерно ясна: ее просто раскрутили, вытащив на поверхность группу всушников, разрисованных всякой псевдоязчщиной, словно перебравший с сакэ якудза.
Но такие есть по обе стороны конфликта, и считать их типичными именно для Опушки нет никаких оснований, как нет оснований видеть в этих понтах религию, ибо, как гласит народная мудрость, «не всяк поп, кто клобук носит».
Сегодняшний мой ресурс исчерпан, интернет, как был заторможенным, так таковым и остался, посему публикую то, что успел написать, а завтра, если будет на то воля Небес, допишу остальное, или хотя бы вторую часть.
В планах ещё протестантизм, православие и православизация (что не одно и то же), ереси, отношение местных к действиям властей, и, возможно что-то еще.
Вероятно, в этой части я написал не то, о чем спрашивали в самом вопросе, но, мне кажется, лучше сделать один достаточно обширный обзор местной религиозной (с кавычками и без) жизни (пусть даже в нескольких частях), чем говорить кусочками.
Да, я прекрасно понимаю, что религиозная тематика – из числа скользких, и в комментариях, скорее всего, кто-то впадет в религиозный экстаз с разлетающейся во все стороны слюной и пеной у рта.
Но, поскольку мои читатели в основной своей массе адекватны, прошу на таких внимания особо не обращать.
Я, если будет возможность заняться этим, такие комментарии буду просто удалять, ибо весь мой опыт показывает, что взывать к уму лишенного здравого смысла фанатика (какой бы религии он ни придерживался) – еще одна из форм сизифова труда.
В заключение предлагаю прослушать эту замечательную композицию и (если вы ощущаете, что кипит ваш разум возмущенный) немного отвлечься и успокоиться.
До встречи!