Интегральная методика Метта Випассана сочетает традиционную буддийскую медитацию с новыми и актуальными подходами. Их задача: максимально облегчить путь и увеличить эффективность практики для современного человека, для которого реальные изменения к лучшему в обычной жизни, в текущем психическом состоянии, приоритетней, чем высшие религиозные цели традиционных систем.
При этом высокие достижения традиционных “духовных” методик медитации – такие как успокоение ума, остановка внутреннего диалога, состояние присутствия в здесь и сейчас, глубокие медитативные состояния – джханы (дхьяны), ниродха и сатори, оказываются достижимы даже в рамках одного ретрита випассаны, благодаря использованию целостного подхода – параллельной работы с телом, энергетикой, эмоциями, умом и бессознательным.
В процессе практики, каждый участник ретрита проходит последовательно несколько стадий:
- Фундамент практики: снятие энергетических, эмоциональных, бессознательных блоков и зажимов, препятствующих длительной медитации. Для этого используются: йога, даосские практики работы с энергетикой, медитация любящей доброты, образная медитация архетипов, дыхательные и некоторые другие практики.
- Основа интегральной методики: длительные медитации, вход в медитативные джханы.
- Вершина практики: Саматха и Випассана, медитация анапанасати, управление вниманием и психическими процессами.
- Цель – переживание опыта ниродхи (приостановки и пересборки сознания) и пробуждение.
Методика Метта Випассана имеет ряд важных отличий как от классических буддийских ретритов, так и от широко известных ретритов Випассаны Гоенки* (У Ба Кхина) и других популярных курсов випассаны:
- В отличие от буддийских ретритов, здесь не принимается прибежище, не поются мантры и не совершаются никакие ритуальные действия. формат ретрита подчёркнуто светский.
- В отличие от йога-ретритов и других более «попсовых» форм випассаны это именно ретрит медитации, отвлечения от собственно методики медитации минимальны. Здесь действуют строгие правила, соблюдается абсолютное безмолвие, а средства связи сдаются организаторам при заезде.
- Основные отличия от випассан Гоенки*: Упор на медитацию метта с самого начала практики. На випассане по Гоенке медитации метта уделяется совсем немного времени в последние дни ретрита.
Использование вспомогательных техник в рамках интегрального подхода (работа с телом, энергетикой, психикой, эмоциями и бессознательным в целом)
Небольшие группы 25-30 участников, комфортные условия проживания, возможность индивидуального ведения, отсутствие половой сегрегации.
Акцент на длительные и сверхдлительные медитации. Благодаря этому, даже в рамках 2-3 дневных ретритов становятся достижимы глубокие медитативные состояния – джханы, а в рамках десятидневного – классическая буддийская випассана: постижение в прямом опыте причин страдания, пустотной природы ума и иллюзорности «я».
Интегральная методика Метта Випассана – один из самых эффективных из существующих методов, сочетающий традицию с современными научными походами в области психологии и нейрофизиологии.
*подробнее об отличиях от випассаны Гоенки и других ретритов смотрите здесь.
ИНТЕГРАЛЬНАЯ МЕТОДИКА ВИПАССАНЫ – СТРУКТУРА
Главная задача интегральной методики випассаны* – создание оптимальных условий для практики джхан и перехода к практике випассаны (видения как есть) и саматхи (собранности ума). Интегральная методика медитации открывает и для новичков, и для опытных практиков путь к длительным, многочасовым сессиям медитации – к выходу за пределы концептуального мышления и постижению опыта не-я.
* в зависимости от состава преподавателей и длительности ретрита, общая схема практик может меняться
1. Учителя Випассаны.
От учителя випассаны зависит очень многое, особенно если что-то идёт "не так". Ретриты Метта Випассана проводят преподаватели с огромным опытом преподавания и проведения 1,3 и 10-дневных ретритов випассаны, практическим опытом в буддизме, даосизме, шаманизме, хорошо знакомые с психологией и нейронауками (подробнее о преподавателях).
Более 160 видео с обратной связью участников о результатах випассаны размещены здесь.
2. Ретрит центры.
Место для прохождения ретрита випассаны и зал для медитации — это основы для успешной практики.
Ретриты Метта Випассана в Подмосковье проводятся только в ретрит центрах подходящих под определённые условия: только одноместное или двухместное размещение в номерах со всеми удобствами, своя большая озеленённая территория, расположение на берегу водоёма и другие. Подробнее о критериях и примере места проведения можно посмотреть здесь.
3. Без телефонов.
В наше время одного этого хватает, чтобы войти в изменённое состояние сознания. Если серьёзно, телефоны, интернет, соцсети, ТВ — это сильнейшие триггеры отвлечения, забирающие огромную часть нашего драгоценного внимания и энергии. На ретритах Метта Випассана средства коммуникаций сдаются при въезде в ретрит центр на хранение организаторам.
4. Абсолютное молчание.
Випассана — это прежде всего ретрит молчания. Провести выходные на ретрите в молчании способствует и углублению медитации и углублению состояния присутствия в здесь и сейчас. Отсутствие контактов и любых отвлечений — способ максимально погрузиться в практику. На ретритах Метта Випассана молчание абсолютное, но существует возможность задавать вопросы в специальной ретритной тетради в письменной форме.
5. Особый режим сна.
Бытует миф что при интенсивной практике медитации сна почти не нужно. На самом деле, чем интенсивнее практика, особенно у новичков, тем больше ресурса расходуется на сражения с внутренним сопротивлением, концентрацию и всевозможные соматические проявления. На ретритах Метта Випассана для сна выделено 3 периода, и это приносит замечательные плоды в практике.
6. Чистое питание.
Употребление в пищу мяса или веганства/вегетарианства имеет множество своих нюансов, плюсов и минусов. Но одно верно для ретритов — мясо и некоторые другие продукты, утяжеляют сознание, приводят к росту сонливости. Поэтому на наших ретритах випассаны мяса в меню нет, а питание сбалансировано по энергетике.
7. Тело и энергетика.
Подготовка тела и энергетики — основа для длительных медитаций и практики саматхи и випассаны. Чтобы стали доступны сессии медитации 3 и более часа, необходимо подготовить фундамент — настроить тело, включить внутренние ресурсы. Элементы йоги, продышки, длительные дыхательные сессии, работа с энергетикой — первая ступень практики интегральной методики Метта Випассана.
8. Практика работы с болью.
Боль — это не отделимая от практики медитации составляющая. Те, кто пробовал длительные сессии медитации, с этим спутником хорошо знаком. Обретение навыка разотождествления с болью — основа интегральной методики Метта Випассана. Для исследования природы боли и развития этого навыка мы используем специальные инструменты и техники.
9. Бессознательные блоки.
Большая часть препятствия для длительных медитаций — это бессознательные блоки. Успокоение войны внутри, корректная и безопасная интеграция проявляющихся психосоматических блоков, устранение ограничивающих установок — вторая ступень практики методики Метта Випассана.
10. Медитация с архетипами.
Ещё более тонким и безопасным инструментом работы с бессознательным является практика образных медитаций и архетипов. В этих практиках для общения с бессознательным используется механизм активного воображения и архетипы бессознательного. Практика открывает доступ в бессознательное с возможностью прямого воздействия-"программирования" психики.
11. Метта — медитация любящей доброты.
Метта (медитация любящей доброты) — сердце интегральной методики Метта Випассана и один из ключевых инструментов трансформации и настройки эмоций. Метта — это практика раскрытия сердца миру. В интегральной методике метта является одним из ключей, открывающих дверь к высшим медитативным состояниям — джханам.
12. Длительные медитации.
Суть интегрального комплекса практик методики Метта Випассана сводится к созданию оптимальных условий для длительных, многочасовых медитативных сессий. Для того, чтобы мозг и психика начали интенсивно перестраиваться, важно привести ум в состояние собранности и равностности — вершине буддийского 8-ричного пути. Эти состояния становятся доступными в медитативных джханах, особых состояний состояний сознания открываемых в длительных медитациях.
13. Достижение Джхан.
В интегральной методике Метта Випасана, саматха и випассана практикуются совместно. Саматха и медитация Метта ведут к достижению медитативных состояний — джхан (самадхи). Это не достижимые в обычной жизни режимы работы сознания — опыт иного. Мы используем буддийскую систему из 8 джхан, через которые проходит каждый практик свой путь до ниродхи (опыта не-я). Ниродха (прекращение сознания) и становится "просветляющей" пересборкой ума.
14. Випассана.
Випассана — объективное видение "как есть", созерцание реальности без фильтров ума. Практика випассаны даёт возможность исследовать причины страдания и неудовлетворённости в жизни. Это сердце буддийской практики и путь к освобождению.
Глубина практики випассаны напрямую связана с глубиной погружения в медитации (джханой). Так, согласно одной из старейших буддийских традиций, которую мы используем на ретритах, практика випассаны с тремя ключевыми аспектами реальности:
- природа я,
- природа непостоянства,
- природа страдания.
Становится возможной только по достижении 4 джаны, когда ум приобретает остроту бритвы и сфокусированность лазерного луча.
15. Атмосфера ретрита.
Участники ретритов чаще всего отмечают, что на наших ретритах випассаны царит доброе и сердечное отношение, но при этом строгая дисциплина ума. Так мы даже людей без опыта за один ретрит обучаем интегральной методике Метта Випассана и приводим к выдающимся результатам в практике.
Понравилась статья? Ставь лайк 👍 и подпишись на наш канал 😊
📌 Статьи по теме:
- Техника Расслабления (ТР) – как справиться с тревогой и навязчивыми мыслями?
#випассана
#ретрит
#медитация
#саморазвитие
#йога