Затронула в прошлой статье довольно болезненную тему про то, чему сейчас учат в педвузах, достаточно ли будущие учителя получают знаний и практики о познавательной деятельности (как работает и учится мозг, как устроена память, восприятие, внимание, что бывает при стрессе и так далее). Дискуссия по этому вопросу неминуемо всегда проваливается в тему перегруза. Как учителей, так и учеников. Про перегруз учителей я писала не раз. Вот одна из самых ярких публикаций, «Учительский крик души».
Сегодня про перегруз детей. У них тоже есть душа, и она тоже умеет кричать. Никогда не забуду, как мой сын в пятом классе в сентябре, вернувшись из школы (московская гимназия) после восьмого (восьмого!) урока посмотрел в дневник, вышел из своей комнаты с огромными глазами и буквально кричал:
«Завтра снова восемь уроков! По математике 3 страницы заданий. По литературе прочитать ещё две главы, заполнить таблицу, письменно ответить на вопросы, сделать иллюстрацию, по английскому шесть упражнений, одно из них — письмо другу...😱»
Там было что-то ещё, уже вылетело из памяти. Дальше он швырнул портфель. Это был реальный крик души. По моим подсчётам он должен был бы сидеть часа четыре. А уже было 16:00 вечера. А ещё английский с носителем, потому что школьный был из рук вон плохой, а ещё бассейн, потому что с такой нагрузкой, если не шевелиться и только сидеть за партой с утра до ночи, ему уже грозил сколиоз. А ещё ведь хорошо было бы выйти погулять. А ещё у него есть сестра, он любил с ней играть. А ещё когда-то надо пообщаться с семьёй. А ещё есть любимые дела. А ещё ... Если бы он в тот день сделал все уроки, нужно было бы как минимум вычеркнуть бассейн, прогулку, игру, общение, о любимых делах речь вообще не шла. И такими днями были примерно все.
Я забрала сына из массовой школы в IB-систему, как знают мои читатели. Количество «домашки» резко сократилось. В его жизни появился спорт, прогулки с друзьями, он занялся любимым китайским. Но всё равно «домашка» была. Потому что IB-школа в России вынуждена соблюдать не только IB-стандарт, но ещё и российский ФГОС. В этом году сын принял поворотное для нас решение — совсем ушёл из российской системы образования. Продолжает учиться в IB, но уже не в России (сразу скажу, что где, как и за сколько раскрывать не буду по его просьбе).
И знаете что? Он задышал. У него теперь есть жизнь. Во-первых, в самой школе ему классно, он с придыханием готов рассказывать, что узнал, какую получил обратную связь, о чём спорил с учителем. Во-вторых, он приходит домой в 15:30 и... И всё. Портфель, в котором нет учебников, есть только ноутбук, а в него загружены все учебники, поэтому он весит не более 1 кг, так вот этот портфель скидывается в угол, а дальше сын про него вспоминает только следующим утром. Больше нет красных глаз, зелёных мешков под ними, согнутых плеч. Он каждый день ходит в спортзал, он выпрямился. Он успевает погулять, поваляться. Он учит любимый китайский и добавил себе ещё один язык (видимо, товарищ в меня, у меня в арсенале пять языков). Единственное, по чему скучает, это домашняя, семейная атмосфера прошлой любимой московской школы. А вот по загрузке и «домашке» не скучает совсем.
Как мировые IB-школы обходятся без «домашки»? Рассказываю. Если эта школа не находится в России, Китае или подобной стране (известной большим уровнем нагрузки на детей), где приходится ещё подстраиваться под локальный стандарт, то всё обучение построено по формату исследования. IB-система именно этим отличается, она развивает все грамотности и мягкие навыки, но основной упор на исследовательскую деятельность, на поиск информации, верификацию, аргументацию и использование её в решении задач.
На уроках нет такого, что дети сидят, им пол-урока дают знания, потом проверяют, потом снова дают, потом снова проверяют. Реализуется настоящий метапредметный и проектный подход. Всё идёт от исследования. Например, есть такой предмет, I&S (объединённые География и История, они не даются по отдельности, так как слишком связаны предметно). Начинается новая тема. Детям предлагается выбрать страну, на примере которой они будут глубоко изучать эту тему. (Отдельно отмечу, темы не изучаются в отрыве, исторические события изучаются в процессе и взаимосвязи, далее я привожу пример вне контекста). Мой сын, например, выбрал любимый Китай. В этом исследовании он должен был посчитать численность населения, ещё какие-то показатели из географии, а также по экономике страны, ответить на вопросы про актуальные экономические и социальные проблемы страны, связав это с географией и историей развития страны. Дальше ребёнка учат, что чтобы это сделать, он должен получить такие-то и такие-то знания. И ему дают разные опции: что-то он читает из списка литературы и статей в интернете (но только статей из авторитетных научных журналов, их в том числе учат искать именно такие статьи), что-то может рассказать учитель, что-то ребёнок может вообще пойти спросить у консультанта школы, который профессор истории и тд. Он сам выбирает стратегию поиска информации. Но по итогу он должен выдать исследование. И это не презентация со слайдами, как мы привыкли. Там очень серьёзные критерии, выработанные изначально системой IB, детей все 11 лет школы учат готовить свои работы в рамках этих критериев. Как ребёнок будет делать проект — его дело. Он может «пинать балду» весь урок. Может делать работу на уроке. Может дома. Может после школы засесть в библиотеке. Мой сын дома редко что-то делает, только учит языки, повторяет слова. Всё, что связано с исследованиями, старается сделать в школе. Но если он на каком-то уроке заленился, он знает, что может дома это сделать и принести к сроку.
Уроки, посвящённые освоению фундаментальных знаний, есть. Математика препадается традиционно, как в России, много тренировки, но видимо недостаточно много, в математике Россия по-прежнему сильна. Но вот все лишние знания, которые не пригодятся в жизни, из программы убраны. К примеру, если протестировать моего сына по истории, он, скорее всего, не выдаст всех дат и имён, которые должен знать семиклассник в России. Но вот если ему дать задачу изучить пять революций, провести их сравнительный анализ, сделать какие-то обобщающие выводы, вывести корреляции, он это сделает, и про те революции, которые он в процессе изучит, он будет знать и даты, и имена. К слову, я тоже очень плохо владею историческими датами, всегда подглядываю в Гугл.
Почему система IB пошла по этому пути? Всё просто. Это пришлось сделать в связи с массовой цифровизацией и появлением в нашей жизни интернета. Информации и знаний стало таааак много, что чтобы запихнуть это всё в ребёнка, ребёнка придётся раздуть до невероятных размеров, и его разорвёт. Последние два (в некоторых странах три) года школы ученик выбирает специализацию, и начинает узко изучать те темы, которые он берёт для DP-диплома, то есть для поступления в вуз. Вот тут, если он выбрал историю, например, он уже заучивает все даты, имена, события и так далее, как приличный историк.
Что думаете? Реально в российской школе тоже уменьшить нагрузку на детей?
Неравнодушных педагогов и осознанных родителей я приглашаю в Телеграмм-канал «Учимся учить иначе» и в привязанную к каналу Группу.
Книгу «Травля: со взрослыми согласовано» можно заказать тут.