Найти тему

За трезвость. Часть 2. (Трезвенническое движение в России до революции)

Здоровый образ жизни от Московского научно-практического центра наркологии: За трезвость. Часть 2. Трезвенническое движение в России до революции. (начало здесь)

Чтобы хоть несколько отвлечь рабочих от кабака и дать им в праздничные досуги более благородное развлечение, чем водка, при Ореховской фабрике устроены народные гулянья, театры, бесплатные библиотеки-читальни и чтения с световыми картинами. Но все это представляло из себя что-то недосказанное. Чувствовалось, что общество трезвости является здесь назревшей потребностью. Оно должно было, так сказать, завенчать и закончить собою ряд мероприятий, направленных к отрезвлению тридцатитысячной массы, работающей на здешних Морозовских фабриках, и вот, наконец, 6-го августа (1900 г.) после вечерни, тихо и просто, без особенно торжественной обстановки, открылось здесь общество трезвости. Скромное торжество началось речью о. протоиерея Рождественского, в которой были указаны задачи вновь открываемого общества и выяснен тот страшный, всесторонний вред, какой приносит русскому человеку пьянство. Просто, но живо были нарисованы в речи картины того, как водка постепенно отравляет организм человека, расслабляет его духовную жизнь и вносит губительный разлад и расстройство в его семью, и с каждым словом проповедника значение и необходимость трезвости вырастали все больше и больше.(…)

После молебна желающим вступить в члены нового общества предложено было дать по нарочито выработанной для того формуле обет воздержания от опьяняющих напитков и записать свои имена в особую книгу. Желающих нашлось на первый раз 53 человека: в таком небольшом составе новое общество и начало первые шаги своей жизни. Рядом с обществом и при нем же возникли и некоторые другие полезные учреждения. Так при обществе устроилась небольшая, специально трезвенническая библиотека, пока в скромном объеме (400 экземпляров). Состав библиотеки преимущественно религиозно-нравственный. Пользование ею для трезвенников – бесплатное.

Открылись при обществе и вне – богослужебные чтения, которые предположено было устраивать по воскресным и праздничным дням.

Порядок приема в члены приблизительно такой:

Намеревающийся дать обет воздержания заявляет о своем желании о. учредителю общества и в назначенный срок, пред иконой святителя и чудотворца Николая, в присутствии священника, стоящего с крестом и евангелием, произносит самый обет. Затем имя, отчество и фамилия нового члена с кратким обозначением его служебного положения или рода занятий, вносятся в нарочито заведенную для того книгу. При этом новый трезвенник получает особый лист трезвости. Лист этот – в своем роде – художественное произведение. Наверху его – икона Николая Чудотворца; посредине – вид Ореховского храма; внизу – снимок с картины Плокгорста «Припадающий к Спасителю кающийся грешник». По сторонам листа – изречения из свящ. Писания, осуждающие порок пьянства. Кроме листа выдается билет. С этим билетом для каждого трезвенника открыт вход и на чтения, которые устраиваются для членов Свято-Никольского общества трезвости, и в трезвенническую библиотеку, и в собрания трезвенников, составляемые по мере нужды о. учредителем общества для рассуждений по тем или иным трезвенническим вопросам.

С такой-то вот несложной организацией и программой действий выступило на борьбу с общерусским недугом Свято-Никольское Общество трезвости. Теперь исполнился уже год со дня открытия его деятельности. За это время достаточно успело определиться его положение, и из имеющихся у нас под руками данных мы с полным основанием должны сказать, что учредители общества хорошо подслушали нужду местного населения и в удовлетворении ее стали на самый верный и надежный путь. Правда, можно бы не возражать и против народных театров, как верного средства отвлекать рабочую, фабричную массу от удушливой кабацкой атмосферы, если бы они на самом деле были для народа школой нравственности, откуда он выносил бы трезвые, хорошие взгляды на жизнь. Но в том то и горе наше, что театры часто превращаются в балаганные зрелища и, вместо хорошего урока, народ выносит из них легкое отношение к вопросам жизни. Да и вообще борьба с пьянством, оторванная от религиозной почвы, не может быть устойчивой. То несомненно, что пьянство есть болезнь воли, выродившаяся в страсть, с которой и приходится теперь бороться человеку. А где, как не под благодатным осенением Церкви, эта внутренняя борьба человека с самим собой может окончиться успешно, победой добра над злом?

Глубоко это поняли своим чутким сердцем учредители Свято-Никольского Общества Трезвости и в своих расчетах они не ошиблись. Начатое ими, может быть, неуверенно, с опасением за успех дело росло, крепло и теперь пустило такие прочные корни в глубь народной жизни, что дальнейшее процветание его можно считать вполне обеспеченным. Сочувствие местного населения к зародившемуся среди него новому обществу день ото дня сказывается горячее и горячее; количественный прирост членов трезвости совершается с поразительной быстротою: в один год из маленького кружка в 53 человека юное общество выросло в громадное, почти двухтысячное братство, крепко сплоченное одним общим стремлением членов его победить в себе развитую годами привычку к водке. Да и самое общество, особенно его руководители развертывают свою деятельность все шире и шире... Они далеко ушли за пределы скромно намеченной вначале программы. Внебогослужебные беседы и чтения, которые, при открытии Общества, предполагалось вести по мере возможности и никак не чаще одного раза в неделю, теперь аккуратно устраиваются по воскресеньям, вторникам и четвергам. Помещением для них служит просторный и прекрасно обставленный зал Морозовской школы. Нередко чтения сопровождаются световыми картинами и всегда общим пением собравшихся на них трезвенников.

Это общенародное пение достигло здесь поразительного успеха. Учредители общества хорошо подметили издавнюю, почти врожденную любовь русского народа к сладкогласным церковным напевам и верно полагали, что народ живо отзовется на их добрую мысль основать в Орехове из трезвенников народный церковно-любительский хор. Устройство его было поручено местному псаломщику Н.Г. Смирнову.

Человек, несомненно, музыкальный, а, главное, хорошо усвоивший себе дух и направление строго-церковной, исторической музыки, Н.Г. Смирнов явился по-видимому незаменимым для Орехова организатором церковно-народного пения. Чтобы священная песнь лилась от души, а не голосом лишь выводилась мертвая мелодия; чтобы поющие передавали самый смысл, самое содержание песни, – вот приблизительно к чему стремился он в своих занятиях с хором. И нельзя сказать, чтобы его труды не увенчались успехом.

Теперь обученный им народный трезвенический хор можно слышать за каждой праздничной службой исполняющим песнопения левого клироса. (…)

Кроме того, при общем пении каждый чувствует себя действительным участником богослужения, а оттого его сердце сильнее разгорается молитвою, и вся служба церковная оставляет на нем более живое и глубокое впечатление. Как поэтому пастыри Церкви должны заботиться о поддержании и сохранении в целости этого изначального церковного обычая!

Картина жизни Свято-Никольского общества трезвости была-бы неполной, если бы мы ничего не сказали о его благотворительной деятельности.

Обыкновенно, на каждом собрании трезвенников производится сбор пожертвований, которые отчасти поступают на пополнение трезвенической библиотеки новыми книгами, а отчасти расходуются на вспомоществования и взаимнообразные ссуды некоторым нуждающимся трезвенникам. (…)

Протоиерей Петр Миртов (1871–1925)

Педагог и публицист, редактор ведущих церковных журналов, деятель движения за трезвость.

«Вера и жизнь». Сборник религиозных рассказов

***************

🔵 МОСКОВСКИЙ ЦЕНТР НАРКОЛОГИИ 👉 РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМ БОЛЕЗНЕЙ ЗАВИСИМОСТИ 📍 ТЕЛЕФОН ДОВЕРИЯ: +7 (495) 709-64-04

#мнпцнаркологии