Если бы Штайндаммская кирха Кёнигсберга сохранилась до наших дней, то помимо титула самого старого сакрального сооружения, могла стать отличным музеем, ведь по её истории можно проследить все основные вехи в судьбе города, ныне носящего имя Калининград.
В 1255 г. по научению завоевателя Самбии богемского короля Пржемысла Отакара II, магистр Тевтонского ордена Поппо фон Остерн, на возвышенности и вместо прусского поселения Твангсте, возводит укрепительный объект, который позже будет перестроен в камне и с 1701 г. получит имя Королевский замок.
В 1256 г. северо-западнее рыцарской фортификации строится часовня, которую освящают именем святого Николая, который считается покровителем Кёнигсберга, т.к. Отакар II выходил в свой успешный поход против пруссов в день почитания чудотворца.
Часовня, освященная в 1258 г., использовалась для крещения вновь обращённых в христианство пруссов-язычников, поэтому была обречена на сожжение в начале Второго «великого» прусского восстания. После снятия осады с Кёнигсберга, тевтонца разобрали руины часовни (примерно в 1263 году).
Используя остатки старых стен, в первой четверти XIV в., немцы построили новое массивное (длина - 41 м., ширина – 11,3 м., высота – 8м.) однонефное, но с тремя пролетами, сооружение из обожженного кирпича. Стиль – ранняя готика. Башню возвели в XV в, её пришлось перестраивать, после обрушения при праздничном колокольном звоне в 1559 году.
По всей видимости именно этот божественный храм получил название Штайндаммская кирха (Steindammer Kirche), т.к. она располагался вдоль одноименного тракта и района, который можно перевести как «каменная дамба».
Основной алтарь, перестроенный в 1670 г. в основе имел вырезанную из дерева картину «Страшный суд» (со сценами возрождения и низвержения в ад) известного кёнигсбергского мастера Меллера. Также имелось и два боковых алтаря, посвященных прусским апостолам Адальберту и святой Гертруде. Колокола были отлиты в 1714 и 1763 годах. Внутри кирху венчали звёздчатые своды.
«Путеводитель по Кёнигсбергу» для русских путешественников обратил внимание на интересную деталь: «пол кирхи находится на 4 ступени ниже мостовой».
После того, как Тевтонский орден был распущен, а новое государство (Герцогство Пруссия) сменило католичество на лютеранство, храм оставался хранителем прежней веры. Дело в том, что его предоставили для богослужений мигрировавшим в Пруссию полякам и литовцам. Службы проходили для тех и других, что привело к спору, который закончился в пользу поляков и на некоторое время оказался переименован в Polnische Kirche.
В 1587-1602 года в кирхе работал пастором родившийся во Фридланде (совр. Правдинск) Йонас Бреткунас, являющийся основоположником литовской письменности, автором первого литовского молитвенника, большого сборника проповедей «Постилла» и первого перевода Библии на литовский язык.
Во время оккупации Кёнигсберга русскими войсками в период Семилетней войны остро встал вопрос о необходимости изъятия помещения для Русской Православной церкви. Так Штайндаммская кирха с 1760 по 1763 годы стала храмом Воскресения Христова, получив греческий крест на башне. Есть мнение, что на крещение церкви по православному обряду, который проводил архимандрит Ефрем, присутствовал Иммануил Кант. Однако, документальных подтверждений тому нет.
По просьбе генерал-губернатора Корфа императрица Елизавета Петровна прислала из Петербурга иконостас, который был богато украшен, а также люстры с изображением двуглавых орлов (этот элемент оставался в кирхе до 1945 г.). Иконостас-близнец из Мемеля ныне расположен в храме кафедрального собора Калининградской епархии РПЦ.
Во время наполеоновской оккупации города, Штайндаммская кирха использовалась французами как тюрьма и лазарет. Позже отошла в подчинение к Альтштадской кирхе и стала университетской. При этом вновь сменив конфессию – теперь она стала лютеранской. До начала двух глобальных мировых военных конфликтов храм дважды подвергался капитальному ремонту (1888 и 1928 года).
Первую мировую войну кирха перенесла, как и весь город, без последствий. А вот при налете английской авиации в 1944 г. у неё сгорела крыша. Ещё более серьёзные разрушения были нанесены уже при уличных боях Второй мировой войны.
Уже внесённую в список архитектурных памятников Калининграда, в 1956 году кирху решено было снести, т.к. она мешала прокладке центрального проспекта молодого советского города. Она занимала пространство от того места, где сейчас через сквер улица Житомирская соединяется с Ленинский проспектом и до домов с номером 67 на противоположной стороне дороги.
Вот такая история Штайндаммской кирхи, которая родилась вместе с Кёнигсбергом, была освящена именем Николая - покровителя города, пережила смену религий, принимала с своих стенах новых жителей разных национальностей, и умерла тогда, когда краю было запрещено уповать на Бога.
Ленин говорил, что религия является формой духовного гнёта. Символично, что кирха была раздавлена асфальтом новой центральной магистрали Калининграда, названной именем вождя мирового пролетариата.