Найти тему
Сайт психологов b17.ru

Когнитивно-поведенческая терапия: мифы о терапевтическом подходе

В 2021 году основоположник когнитивной терапии Аарон Бек отмечал 100-летний юбилей. Во время празднования, журналисты задали А. Беку вопрос: «В чем же заключается секрет его долголетия»? А. Бек ответил, что особого секрета нет, просто он активно практиковал по жизни те принципы, которые заложил в свой терапевтический подход. Не правда ли, звучит вдохновляюще?

На сегодняшний день, когнитивно-поведенческая терапия (КПТ), частью которой является и когнитивная терапия А. Бека, является методом с доказанной эффективностью. Это значит, что были проведены многочисленные исследования о результативности данного терапевтического подхода. Во многих странах, где развита страховая медицина, именно услуги когнитивно-поведенческого терапевта включены в страховой пакет.

При этом, КПТ обросла многими мифами, некоторые из них постараемся рассмотреть.

Миф 1. В КПТ отношения не важны. Психолог этого направления сухой, неэмоциональный, поэтому кажется даже равнодушным.

Помню, что еще в период моего обучения в университете, я была озадачена выбором терапевтического направления, в котором хотела бы продолжить дальнейшее обучение. С одной стороны, мне очень нравилась экзистенциально-гуманистическая терапия, потому что там про эмпатию, понимание и принятие. С другой, мне также была интересна и КПТ. Но мне совсем не хотелось всю жизнь проработать бездушным психологом, который не проявляет никакой эмпатии к своим клиентам. Да, я тоже верила в миф про холодность когнитивно-поведенческих терапевтов. К тому же этот миф активно поддерживался со стороны некоторых преподавателей. Каково же было мое удивление, когда я решила сама прочитать книгу А. Бека про терапию депрессии. Там я обнаружила главу про важность эмпатии и выстраивание терапевтических отношений. Я ликовала. Наконец-то я нашла то, что искала. Мое внутреннее противоречие было разрешено. Оказывается, когнитивно-поведенческий терапевт не только может быть поддерживающим по отношению к человеку, который пришел к нему на консультацию. Но это еще и важная составляющая всей дальнейшей работы.

Миф 2. Когнитивно-поведенческие терапевты не работают с эмоциями. Только с мыслями.

Отчасти этот миф вытекает из первого. Если когнитивно-поведенческий терапевт весь такой холодный и отстраненный, то про какие там эмоции можно говорить. Обычно клиенты приходят к психологу, потому что испытывают страдание. Оставаться безучастным в такой ситуации невозможно. Я в своей работе зачастую начинаю с психообразования по поводу эмоций – определение эмоций, их функция, ведение дневника эмоций и т.п.

Миф 3. КПТ слишком структурирована, построена вокруг протоколов работы и не принимает во внимание потребности отдельного человека.

На самом деле, это не совсем так. В арсенале опытного когнитивно-поведенческого специалиста, действительно, имеются разработанные протоколы для тех или иных расстройств. Однако, выстраивание индивидуальной концептуализации случая, т.е. своеобразной «майндкарты» жизненной истории конкретного человека, является одной из важнейших задач когнитивно-поведенческого терапевта. Выстраивание такой концептуализации начинается на первой встрече и продолжается в процессе работы. Причем задача психолога не только выстроить эту картинку для самого себя, но и донести принципы, взаимосвязи, механизмы до человека, с которым он работает. И, да, основываясь на принципе терапевтического сотрудничества, это именно совместное исследование психолога и клиента.

Миф 4. КПТ построена на экспозиции и заставляет делать человека то, что он больше всего боится.

Экспозиционная терапия (от англ. exposure – воздействие, обучение, выдержка) и осуществление поведенческих экспериментов являются важнейшей составляющей КПТ. Многочисленные исследования доказывают, что при работе с разными страхами, избегающим поведением, тревогой и депрессивными переживаниями подключение поведенческих техник дает устойчивый долгосрочный терапевтический эффект. КПТ в ее поведенческой части, действительно, предлагает столкнуться человеку с тем, что он боится. Или проверить на практике свои пугающие убеждения. Но делается это обязательно после предварительной подготовки. Как правило, экспозиция начинается с составления шкалы страха (или субъективных единиц дискомфорта), где то, чего конкретный человек боится или избегает, ранжируется от маленького к большому. Перфекционизм часто толкает человека начинать с чего-то большого. Чего уж там мелочиться. Но опыт и практика настойчиво говорят об обратном. Действуем по принципу «от простого к сложному».

Миф 5. КПТ - лучшее решение абсолютно всех проблем.

Что тут сказать? Мышление в стиле «сверхобобщения» нам не друг, проявляем осторожность в делании глобальных выводов. На эффективность терапии зачастую влияет множество факторов. Однако результаты исследований демонстрируют, что КПТ является терапией выбора при работе с депрессией, при нарушениях сна, тревожных расстройствах (в том числе панического), обсессивно-компульсивного расстройства, социальной тревожности и посттравматического стрессового расстройства, а также изолированных фобий.

Резюмируя сказанное, хочется добавить, что КПТ часто нравится тем людям, для которых важны структура, порядок, последовательность и организация. Ну или тем, кому этого очень не хватает. И конечно важным моментом является тот факт, как с этим методом сжился сам специалист, к которому вы приходите на консультацию. Помимо теоретической базы, важно еще и внутреннее сходство терапевтического метода с самим специалистом. Это мое субъективное мнение. И напоследок. Напоминайте себе время от времени секрет долголетия А. Бека. Практика в жизни чего-то малого лучше теоретических знаний.

Автор: Горчакова Вера Александровна
Психолог

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru