Найти тему

«Видение розы» в литературе и балете: опыт сравнения

Стихотворение Т. Готье «Видение розы» – короткое, но очень красочное, нежное и романтичное. В нем поэт создал образ-видение цветка, который видит девушка в своих грезах после первого бала. По мнению некоторых критиков, Готье таким ненавязчивым образом спорил с романтиками, которые воспевали живую, дикую, неисследованную природу. В то время как в стихотворении «Видение розы» цветок парит в сознании героини и под конец увядает, символизируя временность бытия и скоротечность красоты. Впрочем, эта мрачная тема обыгрывается таким ярким, живым языком, что стихотворение звучит почти радостно – несмотря на трагический финал для бедного цветка.

«Видение розы» легло в основу одноимённого балета Михаила Фокина, поставленного им для знаменитых Парижских сезонов труппы Сергея Дягилева. Фокин ставил танцы на музыку известного композитора Вебера – «Приглашение на танец». Сам музыкант представлял сюжет своих фортепианных пьес следующим образом: юноша приглашает девушку на танец, она сначала отказывается, потом соглашается, он признается ей в любви. Вероятно, постановщики балета знали замысел композитора, потому что в балете партию розы исполняет мужчина, который то изображает цветок, то – галантного кавалера.

Первым исполнителем партии розы был Вацлав Нежинский. Эта работа стала прорывом в его карьере и визитной карточкой. Особенно эффектным был его прыжок в окно, который создавал ощущение невесомости, легкости и полета. Художник Бакст назвал этот балет «грациозным пустячком»; однако он явно погорячился, так как творение Михаила Фокина пережило свое время и до сих пор пользуется успехом у публики. К сожалению, из-за громкого триумфа балета многие меломаны забывают о литературном первоисточнике, которое вдохновило Фокина. Хотя музыка Вебера положена на другой сюжет, легендарный хореограф сумел так поставить танец, что он почти в точности повторяет стихотворение Готье. В этом стиле главная героиня – роза, которая прощается с жизнью, изливая свою радость девушке, которая украсила ею свое бальное платье. И эффектный рисунок танца тоже построен на образе розы, которая как бы ведет девушку по миру ее грез. Постановка Фокина получилась не только музыкальной, но и литературно содержательной, несмотря на небольшое время томного, чувственного и новаторского танца.