В декабре 1913 года поэты-футуристы — Владимир Маяковский, Давид Бурлюк, Игорь Северянин — отправились в творческое турне. За три месяца гастролей они выступили в 16 городах страны, где читали свои стихотворения и доклады.
По предложению Маяковского турне стали называть «Первой олимпиадой российского футуризма». Первый вечер под этим лозунгом состоялся в Театре Таврического дворянства в Симферополе. О том, какие концерты давали футуристы в русской провинции в начале XX века, читайте в нашем материале.
Киев, Казань, Пенза, Самара: эпатажные «стихобойни»
После гастролей в Кишиневе и Николаеве поэты прибыли в Киев. Перед концертом они разместили плакат под названием «Последняя стихобойня московских футуристов» с буквами разных размеров и шрифтов, которые скакали по строкам так, что сложно было разобрать имена и фамилии. Совет Училища живописи, ваяния и зодчества после этого постановил исключить Маяковского и Бурлюка.
20 февраля футуристы прибыли в Казань. В первый же вечер на концерте в зале Дворянского собрания выступал Василий Каменский с докладом «Аэропланы и поэзия футуристов». Он утверждал, что на появление футуризма повлияли новые технические изобретения.
Новости об их скандальной репутации быстро расходились по стране, поэтому в каждом городе публика уже заранее ждала эпатажных выступлений. Однако самих поэтов такая реакция не расстраивала и даже подстегивала: они гуляли по городу в цветных одеждах и с раскрашенными лицами, рисовали оригинальные афиши.
«Они [поэты] жили вместе в одном номере на Проломной (сегодня — улица Баумана. — Прим. ред.). У них не смолкали смех и остроты. Видимо, этим веселым настроением и объясняется их согласие сфотографироваться. У меня был «Эрнеман» с растяжной, как гармошка, камерой. Пока ее насаживал на штатив, Бурлюк и Каменский бросились к зеркалу и стали что-то рисовать на своих физиономиях. Фоном я выбрал широкую ширму. Они подходили к ней по очереди. Маяковский снялся в бархатном, малинового цвета жилете и с папиросой во рту. На лбу Каменского красовалась фигурка скачущей лошади, а на щеке Бурлюка контур собачки с поднятым хвостом»
Павел Хожателев, художник
3 марта поэты добрались до Пензы, однако там выступали только Бурлюк и Маяковский. Сохранилось письмо слушателя, бывшего на концерте: «В своей речи Маяковский доказывал, что… когда читаются их произведения, то публика обыкновенно смеется не потому, что их произведения смешны, а потому, что так новы, что кажутся странными, и публика не в состоянии их разобрать и понять. Он разобрал несколько произведений, и после этого они уже не казались такими странными, как тогда, когда он эти произведения еще только читал…»
В Самаре вместо Маяковского выступал Василий Каменский. Местные власти потребовали от них перенести программу на дневное время и сократить концерт. Несмотря на это, все выступления прошли организованно и мирно.
«Под свист, хохот и возгласы публики Бурлюк дает объяснения и горячо, воодушевленно заканчивает лекцию. Его провожают аплодисментами. Публика оценила искренность футуриста и веру в задачу. И в этот момент футуристы не казались смешными»
Газета «Волжский край»
Окончание поездки: южные города
17 марта в Ростов-на-Дону приехали Давид Бурлюк и Владимир Маяковский. Вместе с ними в Большом Машонкинском театре на сцену выходила танцовщица Нада Эльснер — подруга художницы Наталии Гончаровой и авангардиста Велимира Хлебникова.
Через пару дней поэты выступали в Саратовской консерватории. Маяковский говорил со сцены: «Вы пришли сюда, привлеченные слухами о наших скандалах. Вы слышали, что мы скандалисты, хулиганы, вандалы, явившиеся что-то разрушить. Успокойтесь: этого вы не увидите. Да, я люблю «скандал», но скандал искусства, дерзкий вызов во имя будущего…»
Путешествие футуристов закончилось в конце марта 1914 года. Последними городами, где они дали концерты, были Тифлис и Баку. Однако через пару недель Маяковский отправился в дополнительную поездку в Калугу, где он выступил с поэтом Константином Большаковым. Они читали стихи Алексея Крученых, Велимира Хлебникова и Игоря Северянина.
Позже Владимир Маяковский вместе с Большаковым и братьями Бурлюками планировал организовать еще одно турне — летом 1914 года, на этот раз по Подмосковью, но поездка так и не состоялась.
Автор: Ирина Малахова