«Сожженная Москва» – роман писателя 19 века Г. П. Данилевского о нашествии Наполеона в Россию в 1812 году. Григорий Петрович писал эту книгу явно под влиянием эпопеи Л. Н. Толстого «Война и мир», однако не сумел подняться до уровня его художественного мастерства. Тем не менее, «Сожжённая Москва» – произведение, достойное внимания как любителей истории, так и рядовых читателей.
В основе сюжета – история реального лица, Василия Перовского, который известен своими походами в Среднюю Азию. Герой влюблен в прекрасную и отважную девушку Аврору, которая явно списана с кавалирист-девицы Надежды Дуровой. Как Дурова, Аврора переодевается в мужскую военную форму и в составе партизанского отряда Фигнера воюет с французами. Девушка одержима желанием убить Наполеона. Во время неудачного выстрела она гибнет, обрекая своего возлюбленного на бесконечное горе.
Писатель немало места уделил описанию бесчинств французской армии в Москве и при отступлении и героизму русского народа в борьбе с захватчиками. В представлении автора сожжение древней столицы России стало апофеозом войны. Действительно, это было ужасное событие, и Данилевский не пожалел красок для его описания. Правда, ему не удалось в полной мере изобразить масштаб бедствия, как это сделал Толстой в романе «Война и мир». Данилевский показал эту трагедию как живописец, в то время Толстой поднялся до философского уровня понимания этой народной беды.
Впрочем, название романа не до конца соответствует его содержанию. Последняя треть произведения посвящена отступлению Великой французской армии, партизанскому движению и трагической участи Авроры. А завершается книга спустя несколько лет, когда постаревший Василий Перовский рассказывает крестнику историю своей любви и Авроры. К сожалению, сожженная Москва в контексте этой сюжетной линии осталась на втором плане. Читатель вправе ожидать бо́льшей панорамы этого страшного события и грандиозных, массовых сцен, которых в книге нет. Судя по всему, автор так и не сумел определиться с жанром: книга заявлена как роман о важнейшем событии из отечественной истории, но время от времени переключается на мелодраму. Эти внезапные переходы с одной сюжетной линии на другую сбивают читателей с толку, однако не затемняют художественных достоинств романа, который все-таки пережил свое время, хотя и не стал шедевром.