Найти тему
Артур Рыкалин

Европейцы экономили на еде и покупали меньше органики в 2022 г.

США - мировые лидеры по агроэкспорту. Они постоянно мониторят крупные и нишевые рынки во многих странах мира. Мы ещё пока только учимся у них. 26 января 2023 г. министерство сельского хозяйства США выпустило отчёт о европейском рынке органики.

Основные тезисы кратко. Пандемия привела к росту продаж органических продуктов в 2021 г., благодаря чему европейский рынок органики обогнал американский. В 2022 г. продуктовая и энергетическая инфляция "больно" ударили по карманам европейцам, что сказалось на спаде отрасли. Международная органическая выставка "Биофах" (14-17 февраля 2023 г. в Нюрнберге) в Германии является прекрасной возможностью продвинуть свою органическую продукцию в Европе.

Соглашение об органической эквивалентности между США и ЕС вступило в силу 1 июня 2012 г. Это существенно упростило торговлю органическими продуктами питания между двумя крупнейшими рынками органики. В 2021 г. рынок органики ЕС вырос на 12% и достиг 58,6 млрд. долл. На Германию и Францию приходится 60% всего органического рынка ЕС. Наиболее конкурентные американские органические продукты в Европе: сладкий картофель, свежие продукты, сухофрукты и орехи, редкие виды зерна, переработанные продукты. Рынок органики США в 2021 г. вырос на 2% до 57,5 млрд. долл.

В пандемийные годы европейцы больше готовили дома сами и заботились о своём здоровье, что дало прирост потреблению органических продуктов. Гиперинфляцию 2022 г. ассоциируют с конфликтом России и Украины и ни слова не говорят про глобальную инфляцию и аномальную эмиссию доллара в период пандемии. Оставим это на совести "аналитиков". Думающие люди не нужны, нужны потребители.

Точные данные по экспорту органических продуктов из США в ЕС получить затруднительно, так как торговая статистика выделяет не все группы товаров с органическим сертификатом. Данные торговой статистики по кодам Harmonized System (HS) занижены. По факту американцы поставляют больше.

По рынку органики США обогнали ЕС в 2012 г., а в 2021 г. ЕС снова вернул себе лидерство. Больше данных и аналитики выдаёт Органическая торговая ассоциация (OTA). Ожидается, что спад продаж органики в ЕС по итогам 2022 г. составит 5%. Формально рынок органики Европы существенно сократился, в том числе выросли долги Германии и Франции, после выхода Англии (1 января 2021 г.).

Продажи органических продуктов питания в  США и ЕС, в млрд. долл.
Продажи органических продуктов питания в США и ЕС, в млрд. долл.

Европейцы ещё недавно, до того как влезли в конфликт с Россией и надеялись на порядочную эмиссию доллара ФРС США, грезили Зелёным курсом и "гретами тунберг". Органика - хорошо ложилась на эту концепцию. Планировалось, что к 2030 г. четверть всех сельскохозяйственных земель ЕС будет под "органикой".

Крупнейшими европейскими рынками продаж органических продуктов питания в 2021 г. были Германия, Франция, Швеция, Италия, Испания, Дания, Австрия, Голландия.

Европейские страны по величине рынка органических продуктов в 2021 г., в млрд. долл.
Европейские страны по величине рынка органических продуктов в 2021 г., в млрд. долл.

В Европе органику "выкладывают" как в крупных торговых сетях, так и в специализированных магазинах органических продуктов. В Дании, Швеции и Австрии бОльшую роль в распространении органики играют крупные торговые сети, в других - примерно поровну между торговыми сетями и специализированными нишевыми магазинами.

По продажам органики на душу населения в 2021 г. лидировали Дания, Швеция, Австрия, Франция, Германия и Голландия (больше 100 долларов на человека). В части стран Восточной Европы продажи органики составляли менее 100 долл. на душу населения.

Продажи органических продуктов питания за 2021 г. на душу населения, в долл.
Продажи органических продуктов питания за 2021 г. на душу населения, в долл.

Примерно половина продаж органики в Европе приходится на "постоянных" покупателей, приверженных органическим продуктам питания. Они обычно покупают в специализированных магазинах или фермерских рынках, и цена для них является не главным критерием.

Банк органической сельскохозяйственной земли вырос почти в два раза за десятилетие. Самые крупные площади приходятся на Испанию, Францию, Италию и Германию (половина всех органических земель ЕС). В 2022 г. в ЕС было 13,5 млн. га сертифицированных органических земель.

Процент органических земель по странам ЕС
Процент органических земель по странам ЕС

Примерно 40% органических земель ЕС приходится на пастбища, ещё 40% - под пахотные культуры, Более 10% приходится на "постоянные" культуры: в основном оливки, виноград и орехи. По доле органических земель лидируют Австрия, Эстония, Швеция, Италия, Чехия, Финляндия, Латвия и Дания.

Экспорт органических продуктов питания из США в 2021 г. составил 702 млн. долл. Основные рынки сбыта: Канада, Мексика, Япония, Тайвань и Южная Корея. Официальная статистика "улавливает" по органике только свежие продукты (молоко, фрукты и овощи), но не переработанные продукты или орехи.

Экспорт органических продуктов из США в ЕС по торговой статистике, в млн. долл.
Экспорт органических продуктов из США в ЕС по торговой статистике, в млн. долл.

Основные поставки в Европу из США по органике идут по кофе, спарже, уксусу, листьям салата, моркови, томатному соусу, брокколи, грушам, клубнике и перцам. Экспорт органического кофе почти удвоился. Ассортиментная матрица экспорта от года к году меняется из-за изменения цен, ситуации на внутренних рынках США и ЕС. Хорошие возможности для американских свежих продуктов в период холодной европейской зимы, когда собственное предложение ограничено.

-6

До выхода из ЕС крупнейшим импортёром американской органики в Европе была Англия. Сейчас это Голландия, Бельгия, Германия и Испания (80% "органического" экспорта из США в ЕС в 2021 г.). Эти страны часто "перепродают" американскую органику.

В Европе отдают приоритет местным органическим продуктам, поэтому американцам стоит фокусироваться на экспорт редких для Европы позиций:

- сладкий картофель. Спрос в Европе высокий, а в США есть его круглогодичное предложение.

- свежие овощи (морковь, лук, брокколи, салат), особенно в Голландию.

- переработанные овощи в северные страны.

- бобовые, особенно фасоль и чечевица (веганская и зожная волна).

- свежие фрукты, особенно с октября по март. Это и яблоки, и груши, и грейпфрут, и клюква (свежая, сушёная, подслащенная), и виноград, и клубника, и вишня.

- орехи (фундук, пекан, миндаль, грецкий и фисташки).

- снеки и батончики, кондитерские изделия, кленовый сахар и сироп, органические напитки.

Помимо "Биофаха" проходит также Nordic Organic Food Fair в Швеции. Американцы советуют ещё посещать:

The Free From Food Expo www.nordicorganicexpo.com,

Fruit Logistica (https://www.fruitlogistica.com/en/),

Food Ingredients (https://www.figlobal.com/fieurope) or Vitafoods (https://www.vitafoods.eu.com/).

#органика #агроэкспорт