Даже любимая работа надоедает, если превращается в рутину. Вынужденный труд не приносит воодушевления, воспринимается как жертва.
А вот играть нравится абсолютно всем. Причём в играх мы выкладываемся на 100%, демонстрируя чудеса внимательности и прилежности. Давайте проведём эксперимент и попробуем трансформировать привычную деятельность в игровой формат. Но сначала немного интересных фактов.
Почему играть полезно
Игра — это природный процесс обучения, естественная потребность. Дети играют, чтобы познакомиться с новыми для них жизненными ситуациями, примерить на себя различные роли. Через игру они изучают поведение окружающих.
Кроме того, в мозге формируются новые нейронные связи. В результате происходит тренировка памяти и внимания, развиваются полезные навыки.
Взрослые не перестают играть, только формат меняется. Нам всё равно нравится экспериментировать, использовать разные стратегии, побеждать.
Игра способствует выбросу эндорфинов, творчеству, усиленной работе мозга. Она стимулирует зоны коры головного мозга, которые отвечают за абстрактное мышление, принятие решений и решение логических задач. Это доказали исследования СПбГУ совместно с ЭСИИ, нейроимиджинговые исследования в Германии в 2013, анализ интернациональной группы учёных из университетов Канады, Тайваня и Туниса, а также другие наблюдения.
Почему мы любим играть
Вы замечали, как игры затягивают? Даже в простую «залипалку» на смартфоне можно потратить целый день. А некоторые игры даже вызывают зависимость. А складывается она из трёх факторов: времени, активности и награды.
Психолог Беррес Фредерик Скиннер считает, что поведение человека можно контролировать при помощи простых стимулов и системы вознаграждений. Эту теорию подтверждают популярные игры, в которых нужно выполнять простые действия снова и снова, получая виртуальное вознаграждение через определённые промежутки времени. Это работает, потому что наш мозг воспринимает виртуальные предметы, как реальные. Якобы, это настоящие деньги, а не нарисованные кружочки.
А ещё человеку необходимо постоянно развиваться. Это основной принцип эволюции, который тоже используется в играх. Когда мы получаем новое достижение, то чувствуем себя счастливее, увереннее.
Чтобы удержать игрока, разработчики придерживаются двух стратегий. Например, отбирают все заработанные достижения, если выйти из игры слишком рано. Или, наоборот, делают очень короткие уровни, чтобы люди их быстро проходили, получали удовольствие и не хотели останавливаться.
Существует много психологических приёмов, которые используют в компьютерных и браузерных играх. Но нам для эксперимента пока хватит этих. Давайте перенесём их на нашу работу.
Наши задачи – это уровни
Нам нужно разделить длинный рабочий день на несколько частей. Например, у копирайтера каждая статья может стать новым уровнем. Если вы варите мыло, уровень – это каждая новая партия.
Когда работу не получается разбить на несколько мелких задач, можно ориентироваться по времени. Это может быть каждый час или 3 часа, чтобы не отвлекаться слишком часто.
В конце дня нужно будет «победить босса». Это последняя задача, с которой предстоит справиться. Но в отличие от игр, она не должна быть самая сложная, её нужно сделать в первую очередь.
Каждый день вы будете прокачивать своего персонажа, то есть себя. Например, через месяц я стану копирайтером 80 lvl. Также вместо уровней можно начислять себе победные очки.
Естественно, если вас настигнет прокрастинация, и вы решите отложить работу на завтра, победа присуждается сопернику (начальнику или заказчику). Придётся количество очков вычесть.
Введите систему вознаграждений
Когда мы получаем вознаграждение, наш мозг вырабатывает дофамин. Это гормон и нейромедиатор контролирует мозговые центры, отвечающие за удовольствие. То есть мы чувствуем себя счастливыми.
Поэтому после прохождения каждого уровня, то есть выполнения задачи, нам необходимо поощрение. У фрилансеров это может быть оплата от заказчиков. Но если вы на окладе, можно посчитать, сколько заработали именно сегодня, записать эту сумму. Ещё лучше завести отдельный конверт или шкатулку, куда будете складывать наличные.
Вознаграждением также могут стать конфеты или серии любимого сериала, которые вы посмотрите вечером. Найдите то, что вас радует и мотивирует.
Оставайтесь в потоке
Венгерский психолог Михай Чиксентмихаи выдвинул теорию о потоке (flow). Это состояние полного единения с деятельностью и ситуацией. Когда человек увлечён, он забывает о времени и голоде.
Чтобы войти в поток, каждую задачу нужно рассматривать, как уникальный проект, который открывает перед вами новые возможности. Это личностный или профессиональный рост, социальные или деловые связи. Тогда сама активность будет приносить позитивные эмоции, вы получите долгосрочное ощущение счастья.
Сражайтесь с монстрами
Наверняка в вашей работе есть то, что вам не нравится. Это сложные клиенты, задержка оплаты, дурацкие поручения. Теперь это игровые монстры. Побеждая их, вы прокачиваете навыки.
- Выбили оплату с заказчика, который задерживал её 3 месяца +3 к экономике.
- Сделал задание без единой правки +2 к грамотности.
- Успел на работу вовремя +1 к логистике.
- Сдал проект раньше срока +3 к волшебству.
Устройте соревнование
Дух соперничества повышает личную эффективность, мотивирует и помогает держать всё под контролем. Если в эксперименте участвуют несколько человек, нам не захочется его прерывать, чтобы не чувствовать себя проигравшим.
Поэтому найдите единомышленников и начните «играть в работу» вместе. Договоритесь о системе поощрения или способах развития, чтобы сравнить результаты. Можно соревноваться с коллегами или друзьями, даже если у вас разная сфера деятельности.
Подписывайтесь на канал и рассказывайте друзьям. Проверим, как изменится ваше отношение к работе через месяц.