Ваня, задыхаясь, бежал вдоль длинного забора давно заброшенного трамвайного депо.
Подчиняясь новому градостроительному плану, рельсы в их городе давно разобрали, и подрастающее поколение трамвай могло увидеть лишь на картинке. А до территории депо с полуразвалившимися ремонтными помещениями властям, казалось, не было никакого дела. Территория эта находилась хотя и недалеко от центра города, но почему-то не стала привлекательной для многочисленной армии застройщиков.
Впрочем, как утверждал Ванин дед, это всего лишь вопрос времени. Большая семья мальчика лелеяла надежду, что процесс сноса корпусов депо затронет и их ветхий жилой квартал, торчащий бельмом на глазу города. Такая перспектива обещала расселение и переезд на новую жилплощадь.
Однако, жизнь меняться не торопилась. Подрос, родившийся за два года до закрытия депо Ваня. Следом за ним подтягивались ещё двое младших. В небольшой квартире едва размещались дед, бабушка, родители Ивана, его сестра и брат, сестра отца с мужем, ну, и собственно, сам Ваня.
- Где ты уроки умудряешься делать, Смирнов? - Сочувственно спросила учительница Галина Николаевна, когда пришла познакомится с семьёй ученика.
- Когда как. - Шмыгнул носом Иван. - Хорошо, когда на кухне не сидят. Тогда за столом. На подоконнике ещё. А вообще у меня за шкафом доска припрятана. Её куда угодно положить можно.
- Надеюсь, ты шутишь сейчас?
- Почему? - Искренне удивился Ваня. - На ней математику нормально писать, а вот русский похуже. Вы только не сообщайте никуда, а то маму по инспекциям затаскают. У друга моего так было.
- Не буду я никуда сообщать. Ты, Иван, хоть ко мне в кабинет приходи что ли, когда уроки закончатся. Всё же за столом писать удобней.
Галине Николаевне жаль было этого смышлёного и старательного мальчишку. Даже в таких условиях Ваня Смирнов умудрялся довольно сносно учиться, хотя учительница заметила, что в семье на него практически не обращают внимания. Младшие дети в силу возраста ещё требовали заботы родителей, а Иван, по мнению взрослых членов этой большой семьи, видимо, уже мог не только обойтись без их внимания, но и должен был со всеми своими проблемами справляться самостоятельно.
А проблемы были. И не столько в учёбе, сколько во взаимоотношениях со сверстниками. Мальчик никогда не отличался особой общительностью, но вполне мирно уживался с одноклассниками, которые лишь иногда подтрунивали над его старенькой одеждой и немодными гаджетами.
Всё изменилось, когда в класс пришёл Эдик. Откуда занесло в простую районную школу птицу такого высокого полёта, и почему парнишка оказался в столь непрестижном учебном заведении, непонятно, но это произошло. Мальчик, словно сошедший с картинки, Эдуард, почему-то сразу невзлюбил Ваню.
- Что это за секонд-хэнд у вас? - Презрительно спросил он у девочек.
Те с готовностью захихикали.
- Ванька Смирнов. - Фыркнула первая красавица класса Лиза Акинина. - Он ничего так. Только у них семья бедная.
- Бедным в наше время быть стыдно. - Назидательно пояснил Эдик. - Это надо быть либо совсем тупым, либо недееспособным. Так мой отец говорит. Так что папашка у этого Смирнова или алкаш или дебил. И сынок такой же.
- Смирнов, кстати, нормально учится. - Возразила одна из девочек. - У нас в классе и послабее есть.
- Ну, и что, что послабее, зато выглядят прилично. Не то что этот раритет ходячий. Слышь, Иван-болван пустой карман! Ты чего, как лошок одет?
Проходивший мимо Ваня остановился и ответил спокойно.
- Ты потише, новенький. А то ведь я к твоему имени тоже рифму подобрать могу. Даже стараться особо не нужно.
Слышавшие это ребята, захохотали. Эдик побледнел от злости.
- Ну всё секонд-хэнд, ты - труп!
С тех пор дня не проходило, чтобы он не сделал Ване какой-нибудь гадости. Галина Николаевна видела, что обстановка накаляется, и несколько раз пыталась поговорить с зачинщиком конфликта, но Эдуард только вежливо улыбался.
- Что вы, Галина Николаевна, разве кто-то кого-то обидел? Всё у нас хорошо. Хоть у кого спросите, хоть даже у самого Смирнова.
Ваня никогда не жаловался. Но в один из дней, когда мальчик пришёл к ней в кабинет делать уроки, прижимая к груди свои нехитрые пожитки и разорванную на куски школьную сумку, Галина Николаевна не выдержала.
- Ваня, что с сумкой?
- Ничего, Галина Николаевна, просто порвалась. Она старая была уже. Дома подумаю, как починить.
- Чинить там нечего, Ваня. Сейчас дам тебе пакет, а вечером у себя посмотрю. У сына много сумок, подберём что-нибудь.
- Не надо! - Испугался Ваня. - Я папе скажу. Он купит.
"Купит он, как же". - Подумала учительница. - "Видно, мальчик, как о тебе заботятся. Отец - здоровый мужик, а подрабатывает сторожем на стоянке. Всё остальное время спит или играет с дедом в карты. Мать сидит дома с младшими, на работу выходить не собирается. Тётке до тебя дела нет. А зачем, раз мальчишка при живых родителях. Живут сегодняшним днём. Всё надеются, что придёт кто-то и за руку отведёт в хорошую жизнь. Нравится этим людям быть малоимущими, и менять они ничегошеньки не собираются".
На следующий день она принесла мальчику почти новый рюкзак своего сына Саши. Бабушка с дедом подарили, но сын вскоре увидел другой и уговорил Галину Николаевну купить его. А этот так и остался лежать в шкафу.
- Я не могу взять. - Смутился Ваня. - И дома попадёт, наверное.
- Ваня, он всё равно лишний. Сам подумай, зачем Саше два рюкзака. Кроме того у него ещё и сумки в шкафу висят. Носи на здоровье.
- Спасибо. - Прошептал Иван и подарок взял.
В тот же день Галина Николаевна увидела в окно, как Эдик вместе с двумя мальчишками повалили Ивана на землю, а новую сумку Ванин недруг пинком отправил прямиком в лужу.
- Надо же, гадёныш какой. - Сказала она в сердцах.
Не должен так учитель говорить и даже думать о своих учениках, но вот вырвалось. Она набрала номер отца Эдика.
- Юрий Анатольевич, поговорить хочу с вами. Зайдите ко мне по возможности.
* * * * *
- Вот ведь засранец. - Сердито нахмурился отец Эдика, выслушав Галину Николаевну. - Мы с его матерью не живём вместе. Чувство вины, то, да сё. Вот он и крутит нами. Я почему его сюда перевёл? Он в свою прежнюю школу как на тусовку ходил. Оценки - за мамины деньги и подарки. Совсем распустился. Знаний нет, толку - ноль. А ваша школа, хоть и простая, но поговаривают, что на олимпиадах места берёте. Вот я и решил его вывести, так сказать, из зоны комфорта. Думал на землю спустится, посмотрит, как другие дети живут и учатся, не элита. Может, хоть что-то понимать начнёт. Нет. Он и здесь мир под себя прогнуть решил. Не волнуйтесь, Галина Николаевна, я поговорю с ним. И рычаги воздействия имеются.
В понедельник Эдик пришёл в школу раздражённый и злой, как никогда ранее. Из-за этого нищеброда Смирнова отец запретил поездку в элитный загородный комплекс на день рождения к бывшему однокласснику Эдика. А там и конный клуб и почти профессиональный тир и пейнтбол. Сегодня странички его приятелей в социальных сетях пестрели восторженными возгласами и крутыми кадрами с прошедшего праздника. А всё потому, что этот классухин любимчик настучал на него, на Эдика.
Они подкараулили его после школы. Причины Ваня не знал, но то, что будут бить, понял сразу. Стояли, усмехаясь, поигрывая телефонами. Завтра видео этого позорного избиения окажется в сети. Драться честно - не вариант, их намного больше. И тогда Ванька побежал.
И сразу же допустил ошибку. Надо было постараться прорваться в сторону улицы, туда, где люди, а он побежал в противоположном направлении. Длинный серый забор напоминал безысходность. Он тянулся и тянулся, и прорваться сквозь него было немыслимо. Ваня уже терял силы, когда увидел отколотый край бетонной плиты. Немного подтянулся на руках, цепляясь за острые кромки бетона, и протиснулся в узкую щель. Не останавливаясь, рванул к разрушенным мастерским, надеясь укрыться там.
Видимо, Эдик был слишком зол, чтобы останавливаться на полпути. Ваня слышал, как за спиной зашумели мальчишки, по очереди перелезая через забор.
Укрыться в мастерских было особенно негде, и мальчик лихорадочно оглядывался в поисках хоть какого-то укромного места.
Его преследователи уже подходили к развалинам, когда тишину прорезал многоголосый громкий лай.
- Стая! - Крикнул кто-то из мальчишек. - Бежим!
Ребята помчались обратно к разлому, изо всех сил стараясь успеть оказаться за забором.
И только Ване некуда было деваться. Он замер на месте, не зная, что предпринять. Слёзы страха и обиды подступили к глазам. Стая, облаяв бетонную стену, за которой раздавались возбужденные голоса, повернула морды по направлению к зданию. Тощая бело-черная собака вытянула морду, принюхиваясь и прислушиваясь к происходящему, и нехотя побежала по направлению к мальчику. Остальные собаки направились за ней.
"Вот и всё". - Устало подумал Ваня.
Бежать ему некуда. Он выбился из сил, а собаки всё равно бегают быстрее. Мальчик сел на землю и уткнул голову в колени. Собаки, подскочив, не бросились сразу, как он ожидал, а стояли полукругом, угрожающе рыча.
И вдруг из-за спины мальчика тоже раздалось не то ворчание, не то рык. Ваня вздрогнул и поднял голову. Позади него чуть поодаль стоял крупный пёс, чем-то смахивающий на овчарку. Он поджимал правую переднюю лапу, которая выглядела как-то нелепо на фоне его мощного тела, и грозно рычал.
Бело-черная псина замолчала, неожиданно развернулась и отошла, уводя за собой остальных. А Ванька вдруг заплакал, не выдержав напряжения. Он размазывал по лицу слёзы и судорожно всхлипывал. Его неожиданный спаситель приблизился и осторожно лег рядом, наблюдая за плачущим маленьким человеком.
- Спасибо. - Осипшим голосом сказал он собаке. - А ты почему не с ними? Тоже гоняют, да? Это они тебя так?
Он вздохнул и, глядя на искалеченную лапу пса, продолжил.
- Только ты своих не боишься. А я боюсь. Но их же больше. Хотя твоих тоже.
Так они и сидели, мальчик и собака. Потом Ваня встал.
- Я пойду, ладно? Ещё раз спасибо.
Он осторожно протянул руку, чтобы погладить собаку. Пёс не отстранился, и Ваня сначала несмело, а потом всё увереннее принялся гладить пса. Рука сразу стала черной.
- Ну и грязный же ты. - Заметил мальчик. - Но что делать. Ты всегда здесь? Я ещё приду. Только вот собаки... Но ты же снова прогонишь их, правда?
Пёс слушал внимательно и, казалось, наслаждался звуками человеческого голоса. А Ваня не в силах был расстаться со своим новым другом.
Наконец встал и, махнув псу рукой, торопливо зашагал к разлому.
Продолжение следует... часть 2
(Если сегодня ссылка не активна, то следующая часть будет опубликована завтра. Спасибо за понимание!)
--------------------------------------------------------------------------------------Внимание! Все текстовые материалы канала Йошкин Дом являются собственностью канала и объектами авторского права. Запрещается копирование, распространение (в том числе путём копирования на другие сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование материалов данного канала без предварительного согласия правообладателя. Цитирование разрешено только при указании гиперссылки на канал Йошкин Дом https://zen.yandex.ru/id/5f8f427d77454e74d3aae539 Коммерческое использование запрещено.