Скажем так: все рекордные заработки Норвегии в 2022 году на экспорте нефти и газа превратились в пыль. И Осло даже чуть "приплатило" западным странам.
Как сообщает Bloomberg, суверенный фонд Норвегии в размере $1,3 трлн сообщил о самых больших убытках со времен финансового кризиса 2008 года из-за того, что финансовые рынки пострадали от высокой инфляции, высокой стоимости кредита и последствий конфликта в Европе.
Согласно заявлению, сделанному 21 января (во вторник), фонд, управляющий деньгами, полученными от продажи ископаемых богатств Норвегии, потерял в 2022 году 14,1% своих средств, что эквивалентно примерно 164 миллиардам долларов. Это крупнейший в мире владелец акций, и его доходы сильно зависят от движений рынка.
Главный исполнительный директор фонда Николай Танген провел прошлый год, предупреждая, что рост фонда за последние 25 лет вряд ли продолжится в условиях роста стоимости заимствований и стремительного роста инфляции, которые привели к падению акций с исторических максимумов:
«Сейчас мы находимся в совершенно иной ситуации. Вы видите обращение вспять глобализации, вы видите, что ставки выросли, и, конечно, очень неясно, куда они идут пойдут. Так что доходность в будущем будет другой».
Основанный в 1990-х годах для инвестирования доходов от нефтяных богатств Норвегии, фонд имеет долгосрочный инвестиционный горизонт и достиг средней доходности в 6% за четверть века своего существования.
По словам Тангена, ключевым моментом является получение прибыли на падающих рынках.
В прошлом году акции Norges Bank Investment Management потеряли 15,3%, при этом падение произошло во всех секторах, кроме энергетики, а также 12,1% потеряли инвестиции с фиксированным доходом [в гособлигации]. Вложения в недвижимость принесли 0,1%, а доходность вложений в инфраструктуру возобновляемых источников энергии составила 5,1%.
Фонд в значительной степени отслеживает индексы, инвестируя в соответствии со строгим мандатом Министерства финансов. Он стремится максимально использовать свою ограниченную свободу действий, чтобы попытаться превзойти контрольный показатель, по которому оценивается его деятельность, что удавалось ему в течение восьми из последних 10 лет.
Предсказав в 2021 году, что инфляция станет самой большой угрозой для рынков капитала, NBIM применил недооценку акций, дюрации облигаций и кредита, а также переоценил интегрированные энергетические и горнодобывающие компании в своем портфеле акций [в общем, колдовал как мог - прим. Об этом не говорят]. Эти действия помогли компании превзойти контрольный показатель в 2021 году на 0,74 процентных пункта и на 0,88 процентных пункта в 2022 году.
Стремясь направить доходы от нефти и газа Норвегии на переход к «зеленым» технологиям, фонд рассматривает возможность инвестиций в хранение и передачу возобновляемой энергии в будущем [а чего бы и нет? Как показывает опыт Великобритании ВИЭ получает деньги когда вырабатывает энергию и когда не вырабатывают. Сплошной гешефт - прим. Об этом не говорят].
В прошлом году NBIM сократил свои доли в крупнейших нефтегазовых компаниях мира, зафиксировав прибыль после скачка цен на энергоносители в 2022 году.
В прошлом году правительство вложило в фонд 1,1 трлн крон (110 млрд долларов).
Получается фонд в прошлом году "сжёг" все вложения правительства и ещё сверху. Но "достиг целевых показателей и превзошёл их". Гениально.