Как оценить долгосрочные перспективы бизнеса? Будет ли востребован товар или услуга через 5 лет? Насколько сильно может измениться конкуренция в нише? Это актуальные вопросы для предпринимателей, поскольку ситуация на рынке имеет свойство меняться. Есть ли способ прогнозировать сохранит ли продукт свою актуальность? Не уйдут ли лояльные клиенты к конкурентам?
Для всего этого существует метод оценки рисков под названием 5 сил Портера.
Немного теории
Метод был разработан Майклом Портером в конце 70-х годов прошлого столетия, но популярностью пользуется по сей день. Он основан на анализе 5-ти факторов (сил), которые помогают прогнозировать возможные неблагоприятные условия, которые могут повлиять на бизнес в будущем.
5 сил Портера, влияющих на перспективы бизнеса:
- Клиенты
- Поставщики (можно не учитывать, если их нет)
- Действующие конкуренты
- Новые конкуренты
- Аналоги товаров
Майкл Портер вывел теорию, что каждый из этих пунктов оказывает определенное воздействие, или давление, на бизнес.
Чем может быть полезен такой анализ? Может показаться, что данные факторы является внешними, а значит компания никак не может на них повлиять. Но эксперты утверждают, что метод полезен для определения сильных и слабых сторон конкретной компании. А значит, исходя из результатов, владелец бизнеса может корректировать стратегию развития бизнеса и минимизировать риски в прогнозируемом будущем.
У метода есть как преимущества, так и недостатки. Он предполагает, что вы производите оценку перспективы развития бизнеса на ближайшие 5-10 лет и более. То есть, он будет актуален для запуска стартапа, новой стратегии, выпуска товара или анонса услуги. А также для оценки новой ниши для инвестирования.
К плюсам метода 5 сил Портера можно отнести:
- Оценка рисков
- Оценка бизнес-процессов
- Принятие грамотных решений
Сопоставляйте внешние угрозы и слабые места своей стратегии, чтобы избежать возможных ошибок в будущем.
Из минусов можно отметить неэффективность теории для принятия быстрых решений. Мы рассматриваем 5 сил только для долгосрочной перспективы.
Давайте детально рассмотрим 5 сил Портера на примерах малого бизнеса, поскольку он менее устойчив к изменчивым внешним факторам, чем большой.
Покупатели (клиенты)
Потребности и предпочтения клиентов могут меняться с ходом времени. В этом нет ничего страшного, когда дело касается нескольких человек. Однако иногда критерии выбора меняются массово, и это может привести к краху действующего бизнеса.
Еще десять лет назад мало кто задумывался об экологичности потребляемых продуктов питания, тогда как сейчас мы неволей засматриваемся и отдаем предпочтение товарам с пометкой ЭКО.
Если рассматривать тенденции в сфере бизнеса, то некоторое количество времени назад большое внимание уделялось упаковке. Именно она являлась показателем качества, в нее вкладывались большие средства, от нее многое зависело. Тогда как сейчас наблюдается переход клиентов на продукты компаний, где хорошо развит личный бренд.
Подобные изменения не происходят спонтанно, и их можно прогнозировать. Для этого необходимо предусмотреть факторы, из-за которых покупатели могут уйти к конкурентам.
Поставщики
Какие проблемы могут возникнуть с поставщиками в будущем? Например, они могут начать отпускать ограниченное количество товаров в одни руки из-за дефицита материалов. Или поставщик монополизирует рынком и начнет диктовать свои условия, или начнет напрямую продавать продукт конечному потребителю.
При отсутствии поставщиков данный пункт можно просто пропустить.
Действующие и новые конкуренты
Анализ текущих конкурентов позволит понять, что вас ждет в будущем при планомерном развитии, например, если вы просто будете плыть по течению, без внедрения новых стратегий.
Изучение потенциальных конкурентов дает понимание того, что же будет с нишей и вами в том конкретном случае, если они появятся. Хватит ли всем прибыли, хватит ли спроса. С одной стороны, сильная конкуренция стимулирует развитие бизнес-сферы, но только до определенного уровня. Но с другой стороны, важно понимать, когда нужно перестроиться или ввести инновации.
Товары-аналоги
Практически у каждого товара есть аналоги, которые решают одну и ту же проблему. Это важный пункт, поскольку когда продажи одних растут, продажи других так или иначе падают. Это логичный исход.
Как сделать экспресс-анализ по Портеру
Сделайте таблицу, выпишите 5 сил по Портеру в столбик, и в верхнюю строку внесите такие параметры оценки:
- Проблема. Оцените наличие угрозы или проблемы для вашего бизнеса по шкале от 1 до 10.
- Негативные последствия. Проанализируйте насколько сильно эта проблема влияет на вашу компанию, также по шкале от 1 до 10.
- Возможные пути решения. Поставьте оценку тому, насколько реально для вас устранить данную проблему.
Еще один столбик понадобится вам для конечного результата:
Результат = Проблема + Негативные последствия + Возможные пути решения
Как оценить получившийся результат?
Вы провели анализ и выставили оценку каждому показателю. Это позволило увидеть какие проблемы могут возникнуть и какую угрозу они несут вашему бизнесу. Таким образом вы увидите слабые стороны своей стратегии, и сможете двигаться в нужном направлении.
Например, если угрозы со стороны товаров-аналогов не прогнозируется, то правильно будет поддерживать и совершенствовать уникальность текущего товара. А при наличии повышенной опасности со стороны новых конкурентов, имеет смысл производить мониторинг предложений конкурентов, чтобы не пропустить этот момент.
Попробуйте произвести анализ по методу 5 сил Портера, вместе со своей командой. Возможно, данная теория поможет вам взглянуть на свою стратегию под другим углом.