«Разговоры про город» — новый проект, который запустила в сети искусствовед, преподаватель кафедры дизайна Оренбургского государственного университета Эльвира Карпова.
Статьи в Telegram-канале задумывались, как откровения художников, дизайнеров, архитекторов и других небезразличных к городу людей. Формат — интервью.
«Оренбург Медиа» поддержал проект и публикует его под рубрикой «Разговоры про город». Ищите статьи также в социальных сетях под специальным хэштегом #разговорыпрогород.
В первом интервью автор говорит с оренбургской художницей Яной Ческидовой. В ее картинах всегда есть жизнь и люди. Яна рисует любимые места, своих близких. Каждая ее работа как отдельное повествование – это целый мир.
Для тебя Оренбург, он какой?
Я живу в центре, поэтому он для меня такой — красивый иразрушающийся. Во мне тут борется художник и реалист. Особенно это сыграло,когда соседи по коммуналке хотели выкупить нашу комнату-мастерскую. Я имговорю, что если вы найдете мне жильё в центре — высокие потолки, первый этаж,то давайте. Они искали, и я тоже искала. И когда я внутри, как покупатель,посмотрела все старые дома, то поняла, что всё, чем мы так восхищаемся, это всёгнилое. Осталась эта хрупкая красота. Туда столько нужно вложить! И я понимаю,что если никто не будет заниматься этим на государственном уровне, то сохранитьэту красоту просто невозможно. А государство естественно это радостно несохраняет. Жалко.
Ты можешь сказать, что любишь Оренбург?
У меня нет ощущения, что я люблю наш город. Я люблю людей!Своих близких. Люблю свои вдохновения в этом городе. Именно в этом случае яподумала, знаешь, как говорят: «Искусство надо в себе любить, а не себя вискусстве». Я это люблю, как что-то очень красивое, очень хрупкое, но немножко,как сон.
Получилось, что сегодня утром я гуляла с собачкой, снималасветящиеся окна в темноте (я гуляю рано, с 7 до 8), позже этой же дорогой ясейчас шла в мастерскую. И я увидела дома этих окон. Одни — красивые, акакие-то — совсем нет. И поняла, что ночью я смотрю этим домам только вокна-глаза, а при свете увидела их самих.
Ночью я вижу то, что никто не видит. Пока собачка нюхает,занимается своими делами, я её жду, смотрю. А иногда она тоже меня ждёт, потомучто мне надо сфокусироваться, что-то поснимать. Мне смешно — я понимаю, что уменя куча этих видео. Я их снимаю, потом удаляю, самые клёвые Варьке пошлю,Сашке покажу. Но, конечно, я себя обманываю — я снимаю, потому что не могу неснимать. В то же время, я никогда не могу по этим съемкам рисовать. В Ташле также — я всё время как будто рисую наш дом и дома соседей, потому что они в моейголове двадцать с лишним лет. Я что-то снимаю в деревне, ставни красивые,заборы… но не могу даже представить, чтобы рисовать с фото, для меня этонеестественно.
Рисуешь то, что в твоем сердце.
Мне кажется, что люди с художественным видением воспринимают город иначе. Они вычленяют из городской среды какие-то цепляющие их элементы. У тебя так?
В темноте всё видится пятнами. И красивы не только старыездания, но и девятиэтажка на Атриуме, эти арки, прямые углы. Куда собака пошла,туда я за ней, поэтому мы везде шляемся. Можем до вокзала дойти, до бульвара —любыми путями. В основном, ты видишь свет и тень, геометрию, мерцающуюживопись. Но летом всё по-другому. В Ташле всё, как дыхание — ты незадумываешься, не анализируешь. А в городе всё время ищешь эту картинку, неспециально. И когда что-то цепляет, приходится лезть за телефоном. Это так же,как рисуешь — ты не можешь не снимать. Хотя понимаю бесплодность этого. Надозапечатлеть, а потом отпускаешь, как бабочку. Хочется просто похвастаться этим,как произведением.
У тебя есть любимый маршрут?
Хм… Вот собака очень любит идти к фонтану у Дома Советов.Это началось, когда ёлки стали ставить, а летом на фонтан, на площадь. Обычномы ходим туда, куда она хочет — от вокзала до бульвара, до базара, бродим поРенде. Летом, когда было светло утром, я стала ходить по переулочкам, которые междуКраснознамённой, Кирова, Пушкинской, где обычно не ходишь. И какие-то такиеновые штуки там видишь. Недалеко от Пушки, с тыльной стороны, я иду и такзапахло морем! Мидиями, галькой, водой! Может кто-то что-то полил, но такойзапах, глаза закрыл — и ты на море.
А любимые места какие-то есть?
Я так никогда не думаю. Например, я не люблю, как сделалипарк железнодорожников. Раньше был такой прикольный, заросший, старые эстрадыразрушенные, остовы фонтанов. Сейчас только зимой, когда расчищены дорожки ифонарики горят, в нём удобно гулять. Магия снега… А когда лето, видно, кактам всё глупо устроено, потому что жарко, нет деревьев… будто душу вынули изпарка.
Мне всегда интересно ходить по центру, хотя всё уже исхожено тысячи раз. Но всегда разный свет, разная погода, настроение — всё по-разному.
Да, идёшь, например, по Пролетарской — от Драмтеатра всторону Володарского, Постникова — в одну сторону увидишь одно. А в обратнуюсторону идёшь, вообще другое видишь. На твоих фотках я прям это всё узнаю:«Да-да, вот эта штучка, вот этот указатель, фиговинка кручёная, которая там назаборе висит..»
Но это не для картин, как будто. Хотя, вот сейчас яподумала, а что мне мешает так же, как в Ташле весной и летом, делать в городеи про зиму? Просто хочется передать состояние — горят окна, бежит собака, и ненадо заморачиваться, что на этих картинках она смешная, лапы у неё кривые, окнавразнобой и всё не так. Как будто всё время хочешь, как в этих коротенькихвидео, рассказать то же самое в маленьких быстрых картинках. И я стала делатьзимние этюды. Они как бы не совсем про город, а про нас с собачкой в городе.
Но вы же часть этого города. Вы тоже про город. Для тебя город больше про визуальное или про смыслы?
Когда ходишь в старом центре, то физически чувствуешь, сколько видел этот дом. А бывает такое, что снесли полдома и там видны обои наклеенные, где-то кафель остался. И такое чувство неловкое. Кто-то здесь сидел в майке, телек смотрел, почёсывался, вот тут у него часы или картина висели, а тут висел коврик с лебедями и ребёнок, засыпая, ковырял нос у лебедя. А сейчас это всё обнажено… Я это вижу, как рану какую-то. Понятно, почему всё это рушится, потому что никому не надо, другого варианта нет. Но я об этом жалею так, как мне жалко, что кто-то стареет — я понимаю, что это неизбежно. Получается, что единственное, что мы можем с тобой сделать, просто это видеть, рассказать об этом, запечатлеть. В этом весь смысл.
Текст: Эльвира Карпова
Хотите поддержать проект? Подпишитесь на Telegram-канал, рассказывающий о культурной жизни Оренбурга. Следите за новыми интервью, комментируйте интересное.