— Настоящий питух, — изрёк Горанфло, — должен по первому глотку определять сорт вина, по второму — марку, по третьему — год.
— О! Год! Как бы я хотел узнать, какого года это вино.
— Нет ничего легче, — сказал Горанфло, протягивая стакан, — капните мне сюда. Капли две, не больше, и я вам скажу.
Шико наполнил стакан на три четверти, и монах медленно, но не отрываясь, осушил его.
— Одна тысяча пятьсот шестьдесят первого, — произнес он, ставя стакан на стол.
— Слава! — воскликнул Клод Бономе. — Тысяча пятьсот шестьдесят первого года, именно так.
— Брат Горанфло, — сказал Шико, снимая шляпу, — в Риме понаделали много святых, которые и мизинца вашего не стоят.
— Малость привычки, брат мой, вот и всё, — скромно заметил Горанфло.
А.Дюма, «Графиня де Монсоро»
— Почему пиво пьёте?
— А нам Папа разрешил!
Да, монахи делали лучшее вино, варили самое вкусное пиво, создавали лекарственные настойки и ликёры на «воде жизни». Они слыли (и до сих пор слывут) непревзойдёнными мастерами алкогольных дел.
Пиво разрешалось пить в пост, потому что католики считали, что «жидкое поста не нарушает» (Liquida non fragunt lentum). Вода быстро портилась и протухала, что могло привести к болезням. Кроме того, пиво содержит много витаминов и полезных микроэлементов, оно помогало прекрасно поддерживать силы в пост.
Пиво варили разной крепости: «пиво отцов» — для монахов — было самым крепким, «монастырское пиво» делали послабее и предназначалось оно для монахинь. А для нуждающихся готовили и вовсе почти безалкогольное. Его единственный плюс — пиво это было обеззараженным и питательным.
В монастырях Афона в праздничные дни Великого поста — а это, помимо прочих праздников, каждое воскресенье — до сих пор разрешается два красоволия вина (стакан примерно 205 мл) на обед и один вечером. Эта правило было введено ещё в X веке святым Афанасием Афонским, основателем Великой Лавры.
Не вино является грехом, но пьянство
Святитель Иоанн Златоуст
На старейшей в мире пивоварне Вайнштефан (по документам они ОФИЦИАЛЬНО варят пиво с 1040 года, а неофициально, значит, начали варить и раньше) рассказывают байку, что пиво в пост монахам разрешил употреблять сам папа римский. Дескать, ему привезли бочонок пива из Германии, а пиво-то по пути и прокисло. Папа попробовал и сказал, что такую гадость могут добровольно пить только очень благочестивые люди, так пусть и пьют, ежели им так хочется, даже в пост. Правда, эту же историю рассказывают и на чешских пивоварнях ;)
На Руси монахи тоже веками варили пиво, хотя об этом мы очень плохо знаем. В Москве крупная пивоварня была в Чудовом монастыре. Но едва ли не лучшая русская пивоварня располагалась в Троице-Сергиевой лавре.
Почти все бельгийские пивоварни или были основаны монахами, или до сих пор работают в монастырях ордена траппистов. Пиво францисканских обителей Германии пользуется заслуженной славой далеко за пределами этой страны. Многие великие вина производятся на виноградниках, разбитых ещё монахами и принадлежавших ранее монастырям: Сhateau Clos de Vougeot, Сhateau Romanee (кстати, именно это вино дегустировал Горанфло), Chateau Сhateauneuf-du-Рape, Johannisberger и другие. Монах-бенедиктинец Пьер Периньон стал отцом игристых вин. Кстати, бенедиктинцам мы обязаны и известным ликёром — бенедиктином. Так же, как за шартрез мы должны благодарить картезианцев. Монахи осваивали и совершенствовали дистилляцию, благодаря которой смогли извлечь spiritus vini — «дух вина», винный спирт, из которого и делали свои лекарственные настойки.
Результат дистилляции называли ещё aqua vitae — «вода жизни». Её получали не только из вина, но и из пива. 1 июня 1494 года в налоговый свиток Шотландского казначейства была внесена запись о том, что брат Джон Кор из аббатства Линдорес в графстве Файф получил восемь боллов (примерно 650 кг) соложёного зерна для производства «воды жизни». По-шотландски эти слова звучали uisge beatha (произносится «ишки баха»), а продукт мы сегодня называем виски.
Монастыри были островами образования: их насельники, в отличие от большинства людей своего времени, умели читать и писать и имели возможность записывать результаты своих опытов, систематизировать их и улучшать качество «продукции». А всякий серьёзный винокур подтвердит, что это критически важно для того, чтобы развиваться в своём любимом деле.
Ну, и конечно же, монахи много и вдумчиво пробовали результаты своих опытов и трудов. Как же иначе начать разбираться в напитках? Вот и немудрено, что брат Горанфло стал таким сильным дегустатором.