Найти в Дзене
Пьем свое

Как с трёх глотков определить сорт вина, марку и год урожая? Алкогольное мастерство монахов

Оглавление
— Настоящий питух,  изрёк Горанфло,  должен по первому глотку определять сорт вина, по второму марку, по третьему год.
 О! Год! Как бы я хотел узнать, какого года это вино.
 Нет ничего легче,  сказал Горанфло, протягивая стакан,  капните мне сюда. Капли две, не больше, и я вам скажу.
Шико наполнил стакан на три четверти, и монах медленно, но не отрываясь, осушил его.
 Одна тысяча пятьсот шестьдесят первого,  произнес он, ставя стакан на стол.
 Слава!  воскликнул Клод Бономе.  Тысяча пятьсот шестьдесят первого года, именно так.
 Брат Горанфло,  сказал Шико, снимая шляпу,  в Риме понаделали много святых, которые и мизинца вашего не стоят.
 Малость привычки, брат мой, вот и всё,  скромно заметил Горанфло.

А.Дюма, «Графиня де Монсоро»

Брат Горанфло во время дегустации. Владимир Долинский великолепен в этой роли. Кадр из к/ф «Графиня де Монсоро»
Брат Горанфло во время дегустации. Владимир Долинский великолепен в этой роли. Кадр из к/ф «Графиня де Монсоро»

— Почему пиво пьёте?

— А нам Папа разрешил!

Да, монахи делали лучшее вино, варили самое вкусное пиво, создавали лекарственные настойки и ликёры на «воде жизни». Они слыли (и до сих пор слывут) непревзойдёнными мастерами алкогольных дел.

Пиво разрешалось пить в пост, потому что католики считали, что «жидкое поста не нарушает» (Liquida non fragunt lentum). Вода быстро портилась и протухала, что могло привести к болезням. Кроме того, пиво содержит много витаминов и полезных микроэлементов, оно помогало прекрасно поддерживать силы в пост.

Пиво варили разной крепости: «пиво отцов» — для монахов — было самым крепким, «монастырское пиво» делали послабее и предназначалось оно для монахинь. А для нуждающихся готовили и вовсе почти безалкогольное. Его единственный плюс — пиво это было обеззараженным и питательным.

Эдуард фон Грютцнер, «Три монаха во время еды»
Эдуард фон Грютцнер, «Три монаха во время еды»

В монастырях Афона в праздничные дни Великого поста — а это, помимо прочих праздников, каждое воскресенье — до сих пор разрешается два красоволия вина (стакан примерно 205 мл) на обед и один вечером. Эта правило было введено ещё в X веке святым Афанасием Афонским, основателем Великой Лавры.

Не вино является грехом, но пьянство

Святитель Иоанн Златоуст

Эдуард фон Грютцнер, «Монах-пивовар»
Эдуард фон Грютцнер, «Монах-пивовар»

На старейшей в мире пивоварне Вайнштефан (по документам они ОФИЦИАЛЬНО варят пиво с 1040 года, а неофициально, значит, начали варить и раньше) рассказывают байку, что пиво в пост монахам разрешил употреблять сам папа римский. Дескать, ему привезли бочонок пива из Германии, а пиво-то по пути и прокисло. Папа попробовал и сказал, что такую гадость могут добровольно пить только очень благочестивые люди, так пусть и пьют, ежели им так хочется, даже в пост. Правда, эту же историю рассказывают и на чешских пивоварнях ;)

На Руси монахи тоже веками варили пиво, хотя об этом мы очень плохо знаем. В Москве крупная пивоварня была в Чудовом монастыре. Но едва ли не лучшая русская пивоварня располагалась в Троице-Сергиевой лавре.

Освящение виноградников в Бахчисарайском районе Крыма. Обязательное дело, на Афоне тоже освящают лозы. Фото Свято-Климентовского мужского монастыря
Освящение виноградников в Бахчисарайском районе Крыма. Обязательное дело, на Афоне тоже освящают лозы. Фото Свято-Климентовского мужского монастыря

Почти все бельгийские пивоварни или были основаны монахами, или до сих пор работают в монастырях ордена траппистов. Пиво францисканских обителей Германии пользуется заслуженной славой далеко за пределами этой страны. Многие великие вина производятся на виноградниках, разбитых ещё монахами и принадлежавших ранее монастырям: Сhateau Clos de Vougeot, Сhateau Romanee (кстати, именно это вино дегустировал Горанфло), Chateau Сhateauneuf-du-Рape, Johannisberger и другие. Монах-бенедиктинец Пьер Периньон стал отцом игристых вин. Кстати, бенедиктинцам мы обязаны и известным ликёром — бенедиктином. Так же, как за шартрез мы должны благодарить картезианцев. Монахи осваивали и совершенствовали дистилляцию, благодаря которой смогли извлечь spiritus vini — «дух вина», винный спирт, из которого и делали свои лекарственные настойки.

Эдуард фон Грютцнер, «Старый монах с бокалом вина»
Эдуард фон Грютцнер, «Старый монах с бокалом вина»

Результат дистилляции называли ещё aqua vitae — «вода жизни». Её получали не только из вина, но и из пива. 1 июня 1494 года в налоговый свиток Шотландского казначейства была внесена запись о том, что брат Джон Кор из аббатства Линдорес в графстве Файф получил восемь боллов (примерно 650 кг) соложёного зерна для производства «воды жизни». По-шотландски эти слова звучали uisge beatha (произносится «ишки баха»), а продукт мы сегодня называем виски.

-6

Монастыри были островами образования: их насельники, в отличие от большинства людей своего времени, умели читать и писать и имели возможность записывать результаты своих опытов, систематизировать их и улучшать качество «продукции». А всякий серьёзный винокур подтвердит, что это критически важно для того, чтобы развиваться в своём любимом деле.

Ну, и конечно же, монахи много и вдумчиво пробовали результаты своих опытов и трудов. Как же иначе начать разбираться в напитках? Вот и немудрено, что брат Горанфло стал таким сильным дегустатором.

Если вам понравилась статья, ставьте лайк, подписывайтесь на канал и пишите, пожалуйста, в комментариях, о каких ещё интересных монастырских напитках вы знаете. А ещё вы можете поддержать развитие канала, за что автор вам будет очень благодарен — он копит на аламбик!