Слова «мокша» и «мокшане» в последнее время все чаще встречается в украинских пабликах — так наши «славянские братья» пренебрежительно называют россиян. Если же заглянуть в Википедию, то можно узнать, что «мокшане — это субэтнос мордвы». А есть еще и какие-то эрзяне, которые тоже какой-то субэтнос… В общем у любого неподготовленного человека голова от всего этого пойдет кругом.
Пургасова волость
Сейчас Республика Мордовия является одним из субъектов Российской Федерации и даже трудно представить, что когда-то эти территории не были российскими. Но достаточно обратиться к истории региона, чтобы убедиться, что в начала XIII веке здесь существовало самостоятельное государственное образование, называемое в летописях Пургасовой волостью или Пургасовой Русью — по имени местного князя (инязора) Пургаса.
Помимо мордвинов здесь проживало и немало русских крестьян, бежавших от феодального гнета. Столицей Пургасовой волости был нынешний Саров. Правда, государство просуществовало недолго, будучи в 1237 году сметено войсками Батыя. Среди глав покоренных княжеств, приезжавших в Орду за ярлыками, имя Пургаса не упоминается.
И не мордвины вовсе…
Но говоря о мордвинах, следует помнить одну вещь — сами себя они в те давние времена так не называли, не называют и сейчас. На самом деле, это общее название, впервые использованное по-видимому еще в VI веке готским историком Иорданом, употребляется по отношению к двум различным этносам: мокша и эрзя. Себя они никак не считают единым народом: имеют разные языки, традиции, этническое самосознание. На самом деле даже выглядят по-разному.
Но так уж повелось. Для первых русских, начавших освоение региона, мокша и эрзя казались на одно лицо. В тонкости их быта и языческой культуры тоже никто особенно не вникал — идолопоклонники, одно слово. Впрочем, сами мокшане и эрзяне тоже не особо разбирались в многочисленных восточнославянских племенах и союзах: вятичах, кривичах, радимичах, полянах, волынянах и т.д.
В чем разница между мокшанами и эрзянами?
Да, собственно, во всем, кроме общего местообитания и, возможно, происхождения. О последнем археологи и этнографы спорят до сих пор. По одной из наиболее авторитетных версий, разделение этих народов произошло во II-IV веках нашей эры. Тогда же, по-видимому, из общего финно-угорского этноса выделились марийцы и меря. Последние позже были полностью ассимилированы славянским населением центральных районов Северо-Восточной Руси.
При том, что мокша и эрзя никогда не были полностью изолированы друг от друга, они постепенно сформировали фактически два различных народа. Первые — на южной части территории Окско-Сурского междуречья, вторые — на северной. Хотя у мокши и эрзи схожие по фонетике, лексике и грамматике языки (ближе, чем любые другие языки финно-угорской группы), их носители не способны понимать друг друга.
При этом внешне мокша и эрзя тоже отличаются: у первых куда больше черт, присущих монголоидам, в ту пору как эрзянам более характерны скандинавские черты. Так что речь действительно о двух разных народах, пусть и с общими предками. Но, по всей видимости, смешиваясь и частично ассимилируясь с другими этносами, они в итоге и сформировались именно такими, какими в XVI веке вошли в состав Русского государства.
Почему мы мокша?
Ну а почему же мокшей называют русских? Тут все дело в «знаменитом украинском историке» Владимире Билинском, который во времена СССР строил мосты в Казахстане, пройдя путь от разнорабочего до заместителя Главка. Выйдя на пенсию, в 90-х он вернулся на родину и решил стать писателем. Тогда-то и придумал теорию, согласно которой современные русские являются потомками финно-угров, в том числе мокшан, попавших под культурное и генетическое влияние монголо-татар.
А настоящие славяне скрылись на Украине и сумели сохранить свою генетическую чистоту. Слышал ли что-нибудь Билецкий о разорении Киева Батыем в 1240 году и Тохтой в 1299 году — неизвестно. И спросить не у кого — «историка» не стало прошлым летом…