Актриса в шестом поколении, педагог, человек, ценящий и любящий свободу, склонный забывать все плохое и радоваться. Аристократическая особа снаружи, но бунтарь внутри. Встречайте, Вера Латышева.
«Родители мои артисты. Мама – актриса и режиссер, папа – актер и режиссер. У меня не было вариантов, куда идти, я даже особо не думала об этом, просто как-то поняла, что буду актрисой. Пошла к Григорию Михайловичу, не представляла, что буду у кого-то другого учиться. Родители сказали, что это лучший мастер, да и знаю я его с самого детства.
Педагоги к нам нежно относились, мы к педагогам. Было очень много побед, были и поражения. Так мы и учились».
Вера Латышева долго не пробовала Турандот (спектакль «Турандонт», режиссер Галина Бызгу), поскольку эту роль играла ее мама. Но в один момент поняла, что ей близок этот образ.
«В этом спектакле полная свобода и бесконечный смех. Было очень крутое время, мы придумывали себе костюмы из всего, из чего можно было. Платья из мусорных пакетов…
Моя Турандот любит справедливость, любит, чтобы люди поступали по совести. Ненавидит, когда ее к чему-то принуждает. Терпеть не может, когда теряет контроль над ситуацией. Мы с ней очень похожи. Мне кажется, что я нашла какое-то очень верное зерно этой роли. Она же очень умная, загадывает загадки, которые никто не может разгадать. Я во многом и шла от этого. От ее ума и таланта».
Во время работы над «Тихим Доном» режиссера Григория Козлова, все девочки на курсе решили вдруг пробовать Наталью. Но сыграла ее все-таки Вера Латышева.
«Мы всем курсом были на одной волне, заражены одной идеей, все вместе шли к одной цели. Из любви родилось что-то прекрасное. В какой-то момент я даже подумала, что лучшего спектакля у меня никогда уже и не будет. Невозможно еще раз пройти такой огромный путь к созданию спектакля.
Что касается Натальи, она очень сложный человек. В основном, ее делают страдающей. Калека, бедная, несчастная. А педагоги говорили и хотели, чтобы она была как Аксинья, просто Григорий ее не любит. Когда Наталья приходит к Аксинье – это же поединок двух королев. Я этого сначала не понимала. Но она идет до конца, борется за свою любовь, просто проигрывает эту битву».
Над «Братьями Карамазовыми» режиссера Григория Козлова была сложная и длинная работа. Актеры не понимали, почему герои говорят такими длинными монологами. Только сейчас стало ясно, как это присвоить себе, как сделать так, чтобы было по правде.
«Я нахожу сначала вещи, которые у нас с персонажем похожи и отталкиваюсь от этого. Пытаюсь идти от себя, понять мотивацию, присвоить. А потом уже вторым этапом я начинаю смотреть, а чем мы не похожи, смотреть со стороны. Внутри нас такой огромный мир, мы такие многогранные, каждый из нас. В нас есть все, просто нужно понять как это достать.
На примере Катерины Ивановны – нас объединяет желание всех спасти. Еще я могу очень долго терпеть, но если меня довести – взрываюсь будь здоров. Она недолго терпит, но в итоге тоже взрывается».
На сцене для Веры Латышевой главное – мысль и тема, которые она несет.
«Я люблю, когда надо мной смеются, когда плачут. Не люблю, когда аплодируют во время спектакля, это сбивает ритм. Как когда бы выключился свет, а потом внезапно включился. Но наша актерская задача нести так полотно нашей роли, нашего спектакля, чтобы не было никакого продыха, выдоха, чтобы зритель все посмотрел на одном дыхании и только в конце захлопал».
У каждого артиста театра «Мастерская» есть внутренний Григорий Михайлович. Именно через этот образ удалось понять Лидию Ивановну из спектакля «Счастье мое» режиссера Андрея Горбатого.
«В пьесе прописано, что Лидия Ивановна – это голос. Но Андрей Горбатый представил, что это некий дух, внутренний голос. Он должен быть все время на сцене. Когда мы пытались понять, что это за персонаж мы пришли к выводу, что это внутренний Григорий Михайлович, с которым мы ведем диалоги. Некий ориентир. Он всегда есть, ты у него можешь спросить совета, а он тебе ответит».
Для Веры Латышевой важно смотреть на своего персонажа со стороны. Как в кукольном театре, когда есть артист и есть куколка, которой он управляет. Ей нравится этот способ, поскольку только так она может показать персонажа более многогранно. Не раствориться в персонаже, а вести с ним открытый диалог, быть над ним – вот путь, который она прошла со времен студенчества.
Автор: Серафима Чеснокова