Как окружение делает нас людьми
Ещё раз напомню: по жизни нас двигают наши потребности. Они – биологические, они вшиты в природу человека, они обеспечивают уровень жизни человека. Обеспечивают не в социальном смысле – дом, деньги, машина, а в природном, – радость, счастье, удовольствие, интерес.
Потребности есть у каждого, удовлетворяются они в определённой последовательности, разворачиваясь от основы, базового выживания, к вершине, максимальной радости и счастью. На максимуме человек проживает жизнь во всей полноте. До вершины ресурс разворачивается, когда человек осознаёт все свои потребности и видит возможности их удовлетворить в том окружении, в котором живёт.
Осознаём свои потребности, разрешаем их себе удовлетворять и находимся при этом в согласии с внешним миром – вот тогда мы по-настоящему счастливы.
Наше окружение – это социум. Семья, сначала родительская, затем – собственная. Друзья. Знакомые. Коллеги по работе. Соседи. Кассиры, продавцы, врачи, таксисты, почтальоны. Просто прохожие, с которыми мы сходимся в каких-либо ситуациях. С самого рождения вокруг нас – люди, которые как-то относятся к нам, к которым как-то относимся мы, и через эти отношения как-то удовлетворяем свои потребности, учитываем их потребности и в контактах с другими людьми или генерируем ресурс, или ресурс тратим.
Люди вокруг задают нам социальные рамки: как в сообществе, где ты живёшь, принято осознавать и удовлетворять потребности. Это некие правила совместного проживания, которые определяют, в каких контактах ты точно получишь ресурс, а в каких – нет.
Причём очень часто эти правила – в голове, и человеку позволено гораздо больше, чем ему кажется.
То, как человек удовлетворяет свои потребности, называется поведением. Мы как-то ведём себя по жизни, учитывая, что с нами происходит в тех или иных контактах, и что происходит с людьми, когда они в контакте с нами. Мы мгновенно и автоматически отслеживаем уровень ресурса, который генерируем в такие моменты, постоянно сканируем внешний мир и что с нами в нём происходит: нравится – не нравится, удобно мне или неловко, хорошо мне в этой ситуации, или плохо. И сигнализируем, «зашёл» ресурс или нет, через эмоции: злюсь, радуюсь, пугаюсь, раздражаюсь и так далее. Мы мгновенно чувствуем, прирастает наш ресурс, или убывает.
Опыт ресурсных и не ресурсных контактов с миром закладывается в человеке с первого момента жизни. Как мама носила беременность, как рожала, – уже влияет на распознавание «есть ресурс/нет ресурса». С первых минут родов подключается воспитание: беспомощный младенец целиком и полностью зависит от внешнего окружения, которое распознаёт его потребности и как-то их удовлетворяет или игнорирует. Сам младенец может только плакать, показывая, хорошо ему сейчас, или плохо. И запоминать, как внешний мир на это реагирует: убирает ли «плохо», поддерживает ли «хорошо». Если сигналы «плохо» ничего не меняют, ресурс не включается, ребёнок привыкает терпеть, обходиться и со временем перестаёт распознавать, какой объём ресурса ему на самом деле нужен в этой точке. Живёт на том, какой доступен, перестаёт видеть, что у него есть вот такая потребность, что она вот такого объёма. Сознание выстраивает обходные пути, удовлетворяя эту потребность как-нибудь хитро и запутанно, и даже когда внешние условия меняются, сознание не понимает, что эту потребность можно удовлетворять в полном объёме и напрямую.
Помимо потребностей есть опыт удовлетворения потребностей, и он начинает закладываться ещё в утробе.
Я приводила пример, какой опыт складывается, когда ребёнок кричит, голодный, а мама кормит его по часам, потому что ей объяснил кто-то уважаемый, что младенца нельзя перекармливать, будет болеть животик и всё прочее. Мама молодая, не знает, что ребёнок в полном контакте со своими потребностями. Она очень старается всё делать правильно, смотрит на часы: ещё двадцать минут до кормления. А малыш кричит все эти двадцать минут «Есть хочу!!!». Потом «мир», наконец, откликается: мама даёт грудь. Ребёнок жадно и много ест, переедает, срыгивает. Записывает в опыте, что требовать своего нужно настойчиво и долго. И у него складывается стратегия требовать, добиваться и брать с усилием то, что может доставаться легко. Стратегия брать лишнее, не видеть меры, делать запасы.
Или, когда ребёнок кричит, потому что ему, чтобы почувствовать себя в безопасности, нужен телесный контакт, большая и тёплая мама. А мама начиталась книжек Спока и считает, что раз малыш сытый и сухой, – значит, всё у него есть. А что кричит, так это капризы, нечего потакать. Ребёнок устаёт от крика и проваливается в бессильный сон. Сознание получает опыт, что просить, – зря расходовать ресурс. И если так происходит раз от раза, то ребёнок привыкает не искать близости, учится быть в одиночестве, сдерживать эмоции и рассчитывать только на себя.
То есть, младенец растёт, как-то взаимодействует с родителями и приобретает опыт предъявлять собственные потребности и получать или не получать ресурс. У него формируются нейронные связи в мозгу и происходят две важные вещи. Во-первых, ребёнок через опыт составляет картину мира, в которой его потребности удовлетворяются или не удовлетворяются. Во-вторых, у него складывается набор стратегий: как, когда и с кем в этом мире контактировать, чтобы потребности удовлетворялись.
Опыт подсказывает, откликнется мир на его потребность, или нет. А если откликнется, то какой ценой.
Происходит что-то вроде подсознательного программирования. Малыш предъявляет потребность, внешний мир (мама, папа, бабушка, дедушка, воспитатели в яслях) на неё откликается подкреплением, отвержением или никак не откликается. Ресурс добавляется, отнимается или не включается. Результат откладывается в подсознании: что происходило, с кем, как, когда и что было с ресурсом. Если ресурс в итоге получен, опыт складывается положительный, если потрачен – отрицательный, если не было отклика, – опыта нет и сознание здесь не сформируется, будет слепая зона. Вся эта картинка сохраняется в подсознании в виде образа, энерго-информационного образования. Набор образов определяет стратегии ресурсирования на всю дальнейшую жизнь человека. И до седых волос в каждой, чем-то похожей на детский опыт, ситуации у нас включается подсознательный сигнал: делай так, такое поведение даёт ресурс; не делай так, такое поведение приносит боль. А на это вообще не реагируй, там ничего нет или так не бывает.
Как-то мне попалось фото в интернете: тяжёлая лошадь послушно стоит, привязанная к лёгкому пластиковому креслу. Лёгкое удерживает тяжёлое, как будто сам факт привязки означает для лошади «сдвинуться с места невозможно», поэтому она даже не пробует. Та фотография отлично иллюстрировала, как выглядит слепая зона, когда возможности как будто нет, хотя объективно она существует. И у человека таких «невозможностей» сдвинуть то, что на самом деле легко сдвигается, очень и очень много. Нам, как той лошади, кажется, что хода нет, потому что нас так научили.
Личность и сознание человека формируется только в контактах с другими людьми. У взрослого окружения ребёнок учится говорить и мыслить, перенимает отношение к явлениям и событиям, понимает, что в этом кругу считается хорошим, а что – плохим. Ощущает, где его место в этом окружении и в каких точках контакта какой ресурс он получает. Если такого общения нет, личность не формируется, растёт только тело. Опыт Домов малютки показал: дети, которых кормили и пеленали, но мало общались и редко брали на руки, отстают в развитии. Опыт детей-маугли показывает ещё больше: дети, выросшие среди животных, развиваются до уровня этих животных и не могут восстановить человеческую личность. Даже когда таких детей находили и занимались с ними, обучая человеческому, они предпочитали бегать на четвереньках, не понимали речь и не могли привыкнуть к одежде.
Через контакты с внешним миром дети усваивают картину мира, в которой им предстоит жить. И развивают навыки, которые именно в этой картине мира позволят им удовлетворять потребности и получать ресурс. Вне картины мира ресурса будто бы не существует.
Резюмирую: то, как мы удовлетворяем свои потребности, зависит от внешнего окружения. Окружение либо поддерживает нас, и тогда это ресурсная точка контакта. Либо сопротивляется, и тогда это не ресурсная точка контакта. Либо игнорирует, и тогда это точка отсутствия контакта. Всё вместе это называется опытом. Опыт приобретается ещё в утробе матери, а затем откладывается в первые пять-семь лет жизни. Опыт определяет, как контактировать с людьми и получать ресурс. Именно это формирует личность человека. Дети, не получившие достаточно контактов с взрослым социумом, отстают в развитии. На основании контактов с социумом сознание создаёт картину мира, в которой есть возможность получать ресурс.